№ | Наименование раздела | Тематика практических занятий (семинаров) | Форма текущего контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Введение. Теория литературы в системе гуманитарных наук. | 1. Теория литературы в качестве базовой части литературоведения. Три цикла вопросов, изучаемых теорией литературы. Цели и задачи теории литературы, ее предмет и объект. 2. Теория литературы в ряду филологических дисциплин. Функции вспомогательных литературоведческих дисциплин (библиографии, палеографии, текстологии, источниковедения, археографии). 3. Интердисциплинарные связи теории литературы с семиотикой, герменевтикой, философией, психологией. 4. Семиотика как ядро структурализма. Основные аспекты знаковых систем. Классификация знаков. 5. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания. Основные понятия герменевтики: понимание, интерпретация, смысл, диалогичность. 6. Литература и наука. 7. Основные этапы развития науки о литературе. 8. Основные методы современного литературоведения (системно-типологический, историко-функиональный, принцип историзма, биографический метод, культурно-исторический, сравнительно-исторический, эволюционный) | Фронтальный опрос |
2. | Художественная литература как вид искусства. Значение художественного образа в искусстве. Художественный вымысел. | 1. Искусство в системе культуры, дискуссионный характер его определения. Происхождение искусства. 2. Классификация видов искусства. 3. Литература как искусство слова. 4. Известные концепции искусства. а) теория подражания; б) теория символизации; в) другие концепции. 5. Важнейшие аспекты художественного творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный: а) эстетическое, прекрасное, возвышенное, дионисийское; б) место и роль эстетического в жизни человека и общества; в) эстетическое и эстетизм; г) эстетическое и художественное; д) героическое, трагическое, комическое; з) художественная ценность, катарсис. 6. Художественный образ – понятие, определение. Виды образов. Общие свойства образа в разных видах искусств. а) специфика и основные характеристики художественного образа; б) соотношение основных параметров образа: предметности, смысловой обобщенности, структуры. 3. 7. Роль вымысла в искусстве. Соотношение жизнеподобия и условности. Виды художественной условности. Способы проявления вторичной условности. | Фронтальный опрос |
3. | Художественная речь. Поэзия и проза. Тропы | 1. Поэтический язык как неотъемлемая часть языка национального. Особенности поэтического языка произведения, определение и назначение. 2. Отличия речи разговорной от художественной, и стихотворной от прозаической. Художественная речь в качестве способа описания мира. 3. Специфика свойств художественной речи. Характеристика образности, выразительности художественной речи, какими средствами языка они создаются? 4. Основные стилистические фигуры и их определения. Художественные приемы поэтической фонетики. 5. Тропы; виды тропов; классификация тропов. 6. Виды литературных реминисценций | |
4. | Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма. Сюжет, фабула, композиция. Время и пространство. Типология литературного субъекта. | 1. Дефиниция литературного произведения. Онтологический и аксиологический подходы к изучению целостности литературного произведения. 2. Художественное содержание и художественная форма как нерасторжимое диалектическое единство. 3. Категории художественного содержания, их характеристики и назначение, тесная взаимосвязь. 4. Категории художественной формы: а) сюжет и фабула, их отличие друг от друга. Компоненты сюжета, эпизоды сюжета эпического произведения; б) типы сюжетов, функция сюжета в произведении; в) композиция и ее разновидности; г) конфликт, коллизия, перипетия. Типы конфликтов; д) значение внесюжетных элементов в раскрытии идейного содержания произведения, их виды; е) художественная деталь и пейзаж как важные содержательные элементы художественного произведения. 5. Способы художественной типизации. Характеристика понятий «литературный тип», «характер», «герой», «персонаж», «прототип», «портрет». 6. Время и пространство и их представление в произведении. Специфика художественного времени и пространства. Концепция хронотопа М.М. Бахтина. Категории времени и пространства в различных жанровых формах. | Фронтальный опрос |
5. | Основные категории стиховедения. | 1. Стиховедение как раздел теории литературы, составные части стиховедения; их назначение. 2. Основные системы стихосложения: досиллабическая, тоническая, силлабическая, интонационно-тоническая. 3. Принципы организации силлабо-тонического стихосложения: а) стихотворный размер, метр; б) вспомогательные стопы силлабо-тоники. 4. Разновидности стиховых форм: вирши, белые стихи, верлибры, вольные ямбы. 5. Назначение рифмы; ее виды. 6. Строфа. Строфическое членение стихотворного произведения. Основные виды строф. 7. Элементы звуковой организации стиха (эвфония). 8. Анализ одного стихотворения (по выбору) в органической взаимосвязи строфики, ритмики, рифмовки и содержания. | Фронтальный опрос |
6. | Родовидовые особенности литературы. | 1. Происхождение литературных родов. 2. Роды литературы как три видения мира. Разные концепции литературных родов. Трансисторический характер родовой классификации. 3. Особенности эпоса, лирики и драмы. 4. Межродовые и внеродовые формы. 5. Проза и поэзия. Типы эмоционально-смыслового звучания произведения. 6. Жанры литературные и их классификация. Жанр как код текста. 7. Эпические жанры. 8. Жанры драмы. Трансформация жанра трагедии, разновидности комедии и драмы. 9. Лирические жанры. | Фронтальный опрос |
7. | Литературный процесс и его категории. Литературные иерархии. Культурная традиция. | 1. Литературный процесс как составная часть социокультурного процесса. 2. Стадии развития литературного процесса, периодизация. 3. Художественный метод, проблема классификации методов. 4. Литературное направление как совокупность эстетических принципов; основные направления. 5. Характеристика литературных течений. 6. Основные литературные школы и группировки, специфика их функционирования. | Фронтальный опрос |
8. | Типы творчества. Литературоведение и журналистика | Особенности трех типов творчества. 2.«Высокая литература», массовая литература и элитная литература, беллетристика как составные части литературного процесса эпохи. Привести примеры произведений. 3. Литературные репутации 4. Национальное своеобразие литературы. Истоки концепции идеи народности в Европе (Ж.Ж.Руссо, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Тэн). 5. Теория народности в России (Н. Добролюбов, А. Пыпин, русские писатели). Идея народности в славянофильстве. Проблема народности в России в конце Х1Х и в ХХ столетии. Понятие культурной традиции 6. Понятие культурной традиции. Культурная традиция в ее значимости для литературы. 7. Литература и издательское дело: точки взаимодействия. 8. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности. | Фронтальный опрос |
|
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы для итоговой формы контроля (экзамен)
1. Место теории литературы в системе гуманитарных наук.
2. Литературоведение как наука. Предмет и задачи теории литературы.
3. Главные и вспомогательные дисциплины литературоведения. Цели и задачи истории литературы и литературной критики.
4. Происхождение искусства и его специфика; основные концепции искусства.
5. Классификация видов искусств. Литература как вид искусства.
6. Художественный образ как всеобщая категория художественного творчества.
7. Понятие о литературном произведении: форма и содержание, их категории.
8. Литературное произведение: художественное время и художественное пространство. Концепция хронотопа М.М. Бахтина.
9. Литературное произведение: фабула и сюжет; основные составляющие сюжета (эпизоды) и стадии развития.
10. Конфликт в литературном произведении, типы конфликтов. Роль внесюжетных элементов в раскрытии идейного содержания произведения, их виды.
11. Литературное произведение: композиция, ее виды.
12. Типология литературного субъекта.
13. Язык художественной литературы. Художественная речь.
14. Тропы как средство предметной изобразительности.
15. Стилистические фигуры и приемы фонетической поэтики. Виды литературных реминисценций.
|
|
16. Соотношение жизнеподобия и условности. Виды художественной условности.
17. Стиховедение как раздел теории литературы. Основные категории стиховедения.
18. Силлабо-тоническое стихосложение: принципы организации.
19. Понятие рифмы и строфы и их разновидности.
20. Роды литературы как три видения мира. Литературные жанры, их классификация.
21. Поэзия и проза. Типы эмоционально-смыслового звучания произведения.
22. Эпос и лирика, их жанровое своеобразие.
23. Драма и драматические жанры. Межродовые и внеродовые формы.
24. Литературный процесс, его основные составляющие.
25. Литературное направление как совокупность эстетических принципов, основные направления, их характеристика.
26. Литературное течение, школа, группировка. Характеристика литературных течений, основных литературных школ и группировок.
27. Художественный метод, проблема классификации методов.
28. Понятие культурной традиции.
29. Массовая литература, высокая литература, беллетристика как составные части литературного процесса эпохи.
30. Литература и СМИ.