Занятия семинарского типа

Наименование раздела Тематика практических занятий (семинаров) Форма текущего контроля
1 2 3 4
1. Введение. Теория литературы в системе гуманитарных наук. 1. Теория литературы в качестве базовой части литературоведения. Три цикла вопросов, изучаемых теорией литературы. Цели и задачи теории литературы, ее предмет и объект. 2. Теория литературы в ряду филологических дисциплин. Функции вспомогательных литературоведческих дисциплин (библиографии, палеографии, текстологии, источниковедения, археографии). 3.  Интердисциплинарные связи теории литературы с семиотикой, герменевтикой, философией, психологией. 4. Семиотика как ядро структурализма. Основные аспекты знаковых систем. Классификация знаков. 5. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания. Основные понятия герменевтики: понимание, интерпретация, смысл, диалогичность. 6. Литература и наука. 7. Основные этапы развития науки о литературе. 8. Основные методы современного литературоведения (системно-типологический, историко-функиональный, принцип историзма, биографический метод, культурно-исторический, сравнительно-исторический, эволюционный) Фронтальный опрос
2. Художественная литература как вид искусства. Значение художественного образа в искусстве. Художественный вымысел. 1.  Искусство в системе культуры, дискуссионный характер его определения. Происхождение искусства. 2. Классификация видов искусства. 3. Литература как искусство слова. 4.  Известные концепции искусства.    а)   теория подражания;       б) теория символизации;    в) другие концепции.   5. Важнейшие аспекты художественного творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный: а) эстетическое, прекрасное, возвышенное, дионисийское; б) место и роль эстетического в жизни человека и общества; в) эстетическое и эстетизм; г) эстетическое и художественное; д) героическое, трагическое, комическое;     з) художественная ценность, катарсис. 6. Художественный образ – понятие, определение. Виды образов. Общие свойства образа в разных видах искусств. а) специфика и основные характеристики художественного образа;    б) соотношение основных параметров образа: предметности, смысловой обобщенности, структуры. 3. 7. Роль вымысла в искусстве. Соотношение жизнеподобия и условности. Виды художественной условности. Способы проявления вторичной условности. Фронтальный опрос
3. Художественная речь. Поэзия и проза. Тропы 1. Поэтический язык как неотъемлемая часть языка национального. Особенности поэтического языка произведения, определение и назначение. 2.  Отличия речи разговорной от художественной,  и стихотворной от прозаической. Художественная речь в качестве способа описания мира. 3. Специфика свойств художественной речи. Характеристика  образности, выразительности художественной речи, какими средствами языка они создаются? 4. Основные стилистические фигуры и их определения. Художественные приемы поэтической фонетики. 5. Тропы; виды тропов; классификация тропов. 6. Виды литературных реминисценций  
4. Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма. Сюжет, фабула, композиция. Время и пространство. Типология литературного субъекта. 1. Дефиниция литературного произведения. Онтологический и аксиологический подходы к изучению целостности литературного произведения. 2. Художественное содержание и художественная форма как нерасторжимое диалектическое единство. 3. Категории художественного содержания, их характеристики и назначение, тесная взаимосвязь. 4. Категории художественной формы: а) сюжет и фабула, их отличие друг от друга. Компоненты сюжета, эпизоды сюжета эпического произведения; б) типы сюжетов, функция сюжета в произведении; в) композиция и ее разновидности; г) конфликт, коллизия, перипетия. Типы конфликтов; д) значение внесюжетных элементов в раскрытии идейного содержания произведения, их виды; е) художественная деталь и пейзаж как важные содержательные элементы художественного произведения. 5. Способы художественной типизации. Характеристика понятий «литературный тип», «характер», «герой», «персонаж», «прототип», «портрет». 6. Время и пространство и их представление в произведении. Специфика художественного времени и пространства. Концепция хронотопа М.М. Бахтина. Категории времени и пространства в различных жанровых формах. Фронтальный опрос
5. Основные категории стиховедения. 1. Стиховедение как раздел теории литературы, составные части стиховедения; их назначение. 2. Основные системы стихосложения: досиллабическая, тоническая, силлабическая, интонационно-тоническая. 3. Принципы организации силлабо-тонического стихосложения: а) стихотворный размер, метр; б) вспомогательные стопы силлабо-тоники. 4. Разновидности стиховых форм: вирши, белые стихи, верлибры, вольные ямбы. 5. Назначение рифмы; ее виды. 6. Строфа. Строфическое членение стихотворного произведения. Основные виды строф. 7. Элементы звуковой организации стиха (эвфония). 8. Анализ одного стихотворения (по выбору) в органической взаимосвязи строфики, ритмики, рифмовки и содержания. Фронтальный опрос
6. Родовидовые особенности литературы. 1. Происхождение литературных родов. 2. Роды литературы как три видения мира. Разные концепции литературных родов. Трансисторический характер родовой классификации. 3. Особенности эпоса, лирики и драмы. 4. Межродовые и внеродовые формы. 5. Проза и поэзия. Типы эмоционально-смыслового звучания произведения. 6. Жанры литературные и их классификация. Жанр как код текста. 7. Эпические жанры. 8. Жанры  драмы. Трансформация жанра трагедии, разновидности комедии и драмы. 9. Лирические жанры. Фронтальный опрос
7. Литературный процесс и его категории. Литературные иерархии. Культурная традиция. 1. Литературный процесс как составная часть социокультурного процесса. 2. Стадии развития литературного процесса, периодизация. 3. Художественный метод, проблема классификации методов. 4. Литературное направление как совокупность эстетических принципов; основные направления. 5. Характеристика литературных течений. 6. Основные литературные школы и группировки, специфика их функционирования. Фронтальный опрос
8. Типы творчества. Литературоведение и журналистика Особенности трех типов творчества. 2.«Высокая литература», массовая литература и элитная литература, беллетристика как составные части литературного процесса эпохи. Привести примеры произведений. 3. Литературные репутации 4.  Национальное своеобразие литературы. Истоки концепции идеи народности в Европе (Ж.Ж.Руссо, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Тэн). 5.  Теория народности в России (Н. Добролюбов, А. Пыпин, русские писатели). Идея народности в славянофильстве. Проблема народности в России в конце Х1Х и в ХХ столетии. Понятие культурной традиции 6. Понятие культурной традиции. Культурная традиция в ее значимости для литературы. 7. Литература и издательское дело: точки взаимодействия. 8. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности. Фронтальный опрос

 

 

Контрольные вопросы для итоговой формы контроля (экзамен)

1. Место теории литературы в системе гуманитарных наук.

2. Литературоведение как наука. Предмет и задачи теории литературы.

3. Главные и вспомогательные дисциплины литературоведения. Цели и задачи истории литературы и литературной критики.

4. Происхождение искусства и его специфика; основные концепции искусства.

5. Классификация видов искусств. Литература как вид искусства.

6. Художественный образ как всеобщая категория художественного творчества.

 

7. Понятие о литературном произведении: форма и содержание, их категории.

8. Литературное произведение: художественное время и художественное пространство. Концепция хронотопа М.М. Бахтина.

9. Литературное произведение: фабула и сюжет; основные составляющие сюжета (эпизоды) и стадии развития.

10. Конфликт в литературном произведении, типы конфликтов. Роль внесюжетных элементов в раскрытии идейного содержания произведения, их виды.

11. Литературное произведение: композиция, ее виды.

12. Типология литературного субъекта.

13. Язык художественной литературы. Художественная речь.

14. Тропы как средство предметной изобразительности.

15. Стилистические фигуры и приемы фонетической поэтики. Виды литературных реминисценций.

16. Соотношение жизнеподобия и условности. Виды художественной условности.

17. Стиховедение как раздел теории литературы. Основные категории стиховедения.

18. Силлабо-тоническое стихосложение: принципы организации.

19. Понятие рифмы и строфы и их разновидности.

20. Роды литературы как три видения мира. Литературные жанры, их классификация.

21. Поэзия и проза. Типы эмоционально-смыслового звучания произведения.

22. Эпос и лирика, их жанровое своеобразие.

23.  Драма и драматические жанры. Межродовые и внеродовые формы.

24. Литературный процесс, его основные составляющие.

25. Литературное направление как совокупность эстетических принципов, основные направления, их характеристика.

26. Литературное течение, школа, группировка. Характеристика литературных течений, основных литературных школ и группировок.

27. Художественный метод, проблема классификации методов.

28. Понятие культурной традиции.

29. Массовая литература, высокая литература, беллетристика как составные части литературного процесса эпохи.

30. Литература и СМИ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: