Занятия семинарского типа

Наименование раздела Тематика практических занятий (семинаров) Форма текущего контроля
1 2 3 4
1. Введение. Возникновение древнерусской литературы. Литература древнерусского государства ХI – начала ХII века Цели и задачи изучения древнерусской литературы. Периодизация древнерусской литературы. Специфика изучения древнерусской литературы. Основные темы и жанры. Летописные списки и своды. «Повесть временных лет» как итог развития русского летописания за ХI век. Основные гипотезы происхождения «ПВЛ». Основные идеи «ПВЛ»: защита единства русской земли в борьбе со степными кочевниками, политической и религиозной ее независимости от Византии, осуждение княжеских междоусобиц. Основные жанры в «ПВЛ» и художественные особенности.   . Фронтальный опрос
2. Литература древнерусского государства ХI – начала ХII века «Поучение Владимира Мономаха» как предсмертное завещание князя. Переплетение дидактических, автобиографических, духовных и мирских элементов в памятнике. - Особенности ораторской прозы ХI-ХII вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона – основные идеи произведения. - Хождение как литературный жанр. «Хождение» игумена Даниила в «святую землю» - идейно-художественное и жанровое своеобразие. - Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского» и «Сказание о Борисе и Глебе»- художественные особенности и основные идеи. 1. - Переводная литература. Апокриф как распространенный жанр древнерусской литературы. Ветхозаветные, новозаветные и эсхатологические апокрифы. «Хождение Богородицы по мукам» как средство воспитания и пропаганды новой христианской морали. Фронтальный опрос
3. Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть ХII – первая половина ХIV вв.) Слово как жанр древнерусской литературы. Время написания памятника и история его опубликования. - «Слово о полку Игореве» - идейное содержание и образная система памятника: образ русской земли – центральный в «Слове»; образ Ярославны – один из первых женских образов древней русской литературы; изображение князей (Святослава, Игоря, Всеволода) и дружины; образ Бояна. - Жанровое и композиционное своеобразие памятника. - Художественные особенности «Слова о полку Игореве» - Проблема авторства «Слова» - Антибоярские и антирелигиозные мотивы в «Молении» Даниила Заточника. - Повесть о битве на реке Калке 1223 года» - летописный характер произведения, его особенности. - Идейно-тематическое содержание произведений о монголо-татарском нашествии. Историческая основа «Повести о разорении Рязани Батыем» - «Слово о погибели русской земли» как вдохновенный гимн родине. Особенности стиля и жанра. - Эволюционный характер жанра жития в «Житии Александра Невского»  
4. Литература периода объединения северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства (конец ХIV – начало ХVI вв.) Тема централизованного государства как основная на данном этапе русской литературы. Общая характеристика произведений Куликовского цикла («Летописная повесть 1380 г.», «Сказание о мамаевом побоище», «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского») - «Задонщина» и ее политическое значение. Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Сходство и различие обоих памятников. - Отражение теории «Москва – третий Рим» в проиведенияхлитературы. Политическое значение «Сказания о князьях Владимирских» и «Повести о взятии Царьграда турками» Нестора Искандера. - Общерусский характер «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Особенности жанра, языка и стиля автора. Фронтальный опрос
5. Литература периода становления русского централизованного государства. ХVI век.  Публицистический характер литературы данного периода. Иван Пересветов как выдающийся публицист. «Сказание о царе Константине и Магмете-Салтане» как программа государственных преобразований. - Отражение могущества и величия Московского государства в «Истории о Казанском царстве». - Отражение враждебных идеологических позиций в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского. Общая характеристика произведений литературы «смутного времени»: «Повесть о Михаиле Скопине-Шуйском», «Сказание Авраамия Палицына», «Летописная книга» Катырева-Ростовского.   Фронтальный опрос
6. Литература периода укрепления русского централизованного государства. (первая половина ХVII века.) Эволюция жанра исторической повести. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» как агитационно-пропагандистское произведение. - Обобщающие произведения: «Великие Четьи-Минеи», «Степенная книга», «Стоглав», «Домострой» и их политическое и религиозное значение. - Трансформация жанра жития. Особенности изображения человеческого характера в «Житии ЮлианииЛазаревской» и «Житии протопопа Аввакуума». Фронтальный опрос
7. Литература периода укрепления русского централизованного государства. (вторая половина ХVII века.) - Процесс демократизации литературы второй половины XVII века и формирование жанра бытовой повести. - Столкновение старых домостроевских традиций и новой морали, обусловленное историческими особенностями русской жизни переходного периода в «Повести о Горе-Злочастии». Использование образной системы фольклора и поэтических форм былинного стиха. - Сочетание традиционных книжных приемов и новаторских принципов изображения человеческого характера в «Повести о Савве Грудцыне». Идейно-художественная функция образа беса в произведении. - Общественные отношения в «Повести о Фроле Скобееве». Полный разрыв с традиционными воззрениями на брак и семью. Место и роль сатиры и юмора в «Повести». Фронтальный опрос
8. Литература периода укрепления русского централизованного государства. (вторая половина ХVII века.)  Появление жанра сатирической повести во второй половине ХVII века. Общественно-политический характер сатиры в «Азбуке о голом и небогатом человеке» и «Повести о Ерше Ершовиче». - Изображение несправедливости судей в повести «Шемякин суд» и ее близость к сатирической сказке. Сатирическое изображение духовенства и монашества в антиклерикальных произведениях второй половины ХУП века («Повесть о Петухе и Лисице», «Калязинская челобитная», «Повесть и Карпе Сутулове»). Близость их к народному творчеству и роль в развитии реалистического стиля в русской литературе. - Развитие стихотворства в литературе. Творчество Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина. Фронтальный опрос

 

Контрольные вопросы для итоговой формы контроля (экзамен)

  1. Общая характеристика древнерусской литературы, ее хронологические рамки и специфические особенности.
  2. Образовательное, воспитательное и эстетическое значение древнерусской литературы и ее место в перспективе дальнейшего историко-литературного развития.
  3. Тема национального величия, единства русской земли и ее защиты от врагов в древнерусской литературе XI- XII вв.
  4. Летописание как один из первых видов литературного творчества. Летописные списки и своды. Отражение в летописи общенародных интересов.
  5. «Повесть временных лет». Редакции и источники. Идея единства и патриотизма. Роль фольклора в произведении. Художественные достоинства «Повести».
  6. Ораторская проза XI-XII вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Отражение в нем культурного расцвета и политического значения древнерусского государства первой половины XI в. Композиция и стиль произведения.
  7. «Хождение» как литературный жанр. «Хождение» игумена Даниила в «святую землю». Патриотические чувства автора «Хождения». Идея единства русской земли. Язык памятника.
  8. «Поучение» Владимира Мономаха. Положительный образ патриота, государственного деятеля, воина и человека в «Поучении» Художественные достоинства произведения.
  9. Переводная литература, ее жанры. Житие как популярный жанр литературы XI-XII вв.. «Житие Феодосия Печерского».
  10.  Апокрифы и хроники как жанры переводной церковно-исторической литературы. «Хождение богородицы по мукам», «Хроника» Георгия Амартола.
  11. «Слово о полку Игореве» как гениальный памятник древней русской литературы. История его открытия и опубликования. Жанровое своеобразие и художественные особенности. Значение памятника в русской и мировой литературе.
  12. Идейный смысл «Слова о полку Игореве». Образная система памятника (образ русской земли, изображение князей и дружины, образ Ярославны). Проблема авторства.
  13. «Моление» Даниила Заточника. Обличительный пафос произведения, его антибоярская направленность, обличение монашества. Идея сильной княжеской власти.
  14. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Патриотическая направленность произведения. Образная система (князья и дружина, образ Евпатия Коловрата). Художественные достоинства повести.
  15. «Слово о погибели русской земли». Гражданский и патриотический пафос «Слова» и поэтические формы его выражения. Образ русской земли в «Слове».
  16. «Житие Александра Невского» как выдающийся литературный памятник освободительной борьбе русского народа. Особенности жанра произведения и его образной системы.
  17. Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. И ее изображение в литературе. Летописная повесть о Куликовской битве, «Сказание о мамаевом побоище» - их идейное своеобразие.
  18. «Задонщина». Ее политические тенденции и идейный смысл. Художественные достоинства «Задонщины». Влияние «Слова о полку Игореве» на создание «Задонщины». Сходство и различие памятников.
  19. «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского». Особенности жанра и композиции памятника, его идейное своеобразие.
  20. Исторические предпосылки возникновения политической теории «Москва – третий Рим» и ее отражение в памятниках письменности второй половины XV в. «Повесть о взятии Царьграда» (1453) Нестора Искандера. Основные идеи повести и художественные средства их выражения.
  21.  «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Общерусский характер произведения, патриотизм автора. Особенности языка и стиля «Хождения».
  22. «Повесть о Петре и Февронии». Антибоярская направленность произведения. Житийные элементы в повести и его связь с устным народным творчеством.
  23. Иван Пересветов как выдающийся публицист XVI века. Его «Сказание о царе Константине и Магмет-Салтане». Программа общественных преобразований, необходимых для укрепления центральной власти Художественные достоинства «Сказания».
  24. Идейный смысл переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским. Различия стилистической манеры писем Грозного и Курбского. Политический характер «Посланий» Ивана Грозного.
  25. Обобщающие литературные памятники XVI века, отразившие политику государственного централизма. Идейное и литературное значение памятников.
  26. «Сказание о Казанском царстве». Его историко-публицистическая концепция, своеобразие, связь с фольклором.
  27. «Повесть о Михаиле Скопине-Шуйском», ее близость к исторической народной песне о Михаиле Скопине.
  28. «Сказание» Авраамия Палицына как выдающееся произведение «смутного времени». Черты народного героизма и религиозно-дидактические рассуждения в памятнике. Особенности композиции.
  29. «Летописная книга» Катырева-Ростовского. Новые принципы в изображении характеров исторических деятелей. Использование элементов силлабики.
  30.  Эволюция жанра исторической повести в «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков». Патриотическая направленность произведения. Образная система и особенности композиции. Наиболее известные варианты повести.
  31. «Житие Юлиании Лазаревской» Изображение жизни и быта дворян конца XVI – начала XVII вв. Особенности стиля, эволюция жанра жития.
  32. «Житие протопопа Аввакума». Отражение в нем социальных противоречий эпохи. Новаторство Аввакума в области языка и стиля.
  33. «Повесть о Горе-Злочастии». Особенности сатирической повести. Появление вымышленного героя. Характер художественного обобщения в «Повести».
  34. «Повесть о Савве Грудцыне». Новаторство в изображении обычного человеческого характера. Идейно-художественная функция образа беса в повести. Произведение как начальный этап в становлении жанра романа.
  35. «Повесть о Фроле Скобееве». Начальный этап развития жанра плутовской новеллы. Новые качества характера героя бытовой повести. Разрыв с традиционными нормами морали. Образ Фрола Скобеева в последующей русской литературе и искусстве.
  36. «Повесть о Карпе Сутулове» - соотношение жанра бытовой повести и сатирической плутовской новеллы. Черты политической сатиры в изображении духовенства. Художественные особенности повести.
  37. Демократическая сатира второй половины XVII века. Исторические причины возникновения сатирических жанров в русской литературе. Обличение социального неравенства и протест общественной несправедливости в «Азбуке о голом и небогатом человеке».
  38. Осуждение несправедливости и взяточничества судей и судебной практики в повестях «О Шемякином суде» и «О Ерше-Ершовиче сыне Щетинникове».
  39. Антиклерикальный пафос «Калязинской челобитной» и «Сказания о Куре и Лисице» как свидетельство возникновения духа критицизма в общественном сознании.
  40. Становление стихотворства в русской литературе второй половины XVII в. Воплощение черт русского барокко в виршевой поэзии Симеона Полоцкого.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: