Понятие, предмет и методы административного права

Административное прааво — это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Методы административного права:

1. Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

 4) Система административного права.

Административное право, являясь частью правовой системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в нее административно-правовых институтов (например, институт правового акта управления), подотраслей права (например, административно-деликтное, служебное право) и норм.

Необходимо различать  систему административного права, т. е. совокупность институтов, подотраслей и норм административного права, и  систему административного законодательства, представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов, связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления. Административное право и административное законодательство — неразрывные понятия; логика их взаимоотношений обусловливает дальнейшее совершенствование механизма административно-правового регулирования.

На протяжении многих десятилетий учеными предлагается примерно одинаковая система административного права, состоящая из двух частей — общей и особенной.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права. Общая часть включает главные структурные элементы общего административного права, например:

  • понятие административного права;
  • вопросы предмета, метода и системы административного права;
  • административно-правовые нормы и отношения;
  • наука административного права;
  • субъекты административного права;
  • административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;
  • административно-правовые методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;
  • административное правонарушение и административная ответственность;
  • компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с установившимся стандартом преподавания административного права в общую часть административного права также входят: институт административно-процессуальной деятельности (сущность и виды административного процесса, виды административно-процедурных производств, административная юрисдикция и производство по делам об административных правонарушениях); обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти; виды государственного контроля (президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов власти, контроль в системе исполнительной власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль.

В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:

  • институты и нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной сфере деятельности, управление в межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;
  • управление наукой, здравоохранением, образованием, транспортом, обороной, безопасностью, внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией и т. д.), т. е. так называемое организационное административное право или институты и нормы, входящие в  управленческое право;
  • правовые нормы, регламентирующие процесс управления (управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);
  • нормы, устанавливающие порядок судебной зашиты прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления (административная юстиция или административное судопроизводство);
  • институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения; определяют органы и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; устанавливают принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Особенная часть включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой.

В особенной части административного права рассматриваются организация государственного управления, вопросы соотношения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области организации государственного управления; понятие регионального управления; межотраслевое государственное управление и его организационные формы; соотношение государственного управления и государственного регулирования; воздействие проводимой в России  административной реформы на формирование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется  административно-правовым институтом. Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты административного права могут быть:

  • отраслевыми (например, институт правового акта управления) и  межотраслевыми (институт административной ответственности);
  • материальными (институт административно-правовых форм управления) и  процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);
  • регулятивными (институт государственной службы) и  охранительными (институт административного принуждения);
  • простыми (институт аттестации государственных служащих) и  сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).

Административное право может быть  материальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и административного права, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и  процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм административного права).

Административное право подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее административное право регулирует отношения (правоотношения) между управляющим государством (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой. Внешнее административное право — это наиболее важная часть административного права, включающая такие институты, как институт административного акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения, применяемого в отношении физических или юридических лиц.

Внутреннее административное право регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями. В рамках этого права также осуществляется управленческая деятельность, принимаются акты управления, реализуется правовой статус данных субъектов, однако они не вступают в отношения внешнего характера.

 5) Понятие, особенности и виды административного – правовых норм.

Административно-правовая норма – это установленная государством норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Особенности:

1. Имеют собственные юридические средства защиты от посягательств (административная и дисциплинарная ответственность)

2. Регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права.

3. Часто устанавливаются самими субъектами исполнительной власти в процессе государственного управления

4. Несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку:

- Правоприменительную

- Правоустанавливающую

Виды А-П норм:

1. По действию во времени:

1.1 срочные (на определенный срок)

1.2 Бессрочные (без определенного срока)

1. По предмету регулирования:

2.1.Материальные

2.2.Процессуальные (общий порядок реализации)

1. По характеру правового воздействия:

3.1 регулятивные (устанавливают правила поведения)

3.2 охранительные (применение мер ответственности)

4. по масштабам применения:

4.1 межтерриториальные

4.2 местые

5. По юридическому содержанию:

5.1 обязывающие (предписывание действий)

5.2 запрещение (устанавливает запрет на действия)

5.3 уполномоченные (разрешение действий по условию)

5.4 стимулирование

6. По форме предписания:

6.1 императивные (обязательные к исполнению)

6.2 диспозитивные (возможен выбор)

В структурном отношении административно-правовая норма,

как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов:

1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.

Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

6) система источников административного права.

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Важнейшими источниками административного права являются законы (КонституцияРоссийской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”.

7) Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Признаки (особенностями) административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

– метод административно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты

8) Понятие и классификация субъектов административного права. Административно правовой статус.

Субъект административного права - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административных управленческих общественных отношений. Главное, что объединяет многообразные субъекты административного права, - это административная правоспособность.

Административная правоспособность – проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством, правовыми нормами возможность данного субъекта вступать в различного рода правоотношения. Административная правоспособность - способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным субъектам относятся:

- граждане РФ;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства.

Специфическим индивидуальным субъектом административного права считают государственного служащего, так как, проявляя себя индивидуально, он фактически является официальным представителем того или иного органа исполнительной власти. К коллективным субъектам относятся различные объединения граждан - государственные и негосударственные организации.

Государственные организации как субъекты административного права:

- органы исполнительной власти (государственного управления);

- государственные предприятия, учреждения и их различного рода подразделения;

- структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права:

- общественные объединения;

- органы местного самоуправления;

- коммерческие и другие структуры.

Интересно соотношение субъектов административного права и субъектов административных правоотношений. Внешне они совпадают, но чтобы стать субъектом административных правоотношений, субъект административного права должен обладать административной дееспособностью.

Административная дееспособность - процесс практической реализации административной правоспособности в условиях управленческой действительности. То есть правоспособность и дееспособность соотносятся как статическая и динамическая категории, являясь элементами административно-правового статуса.

9) Основы административно правового статуса граждан Российской Федерации

Административно-правовой статус граждан РФ – часть общего правового статуса, установленного Конституцией РФ; Основами законодательства об охране здоровья граждан; Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О гражданстве Российской Федерации», указом Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и другими актами законодательства. Содержание административно-правового статуса гражданина составляют:

- комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

- гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

Следует отметить одну из проблемных аспектов в административном праве – это соотношение административного и конституционного статусов граждан. Не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного статуса. Существует достаточное количество прав, которые находятся за пределами конституционного статуса, например право на управление транспортным средством, право на донорство крови и замену ее компонентов, право на перемену фамилии, имени и отчества, право на приобретения оружия и др.55

Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи ном этого права определяет его правовой статус (правовое положение)56. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности. Административная правоспособность гражданина – способность гражданина обладать правами и нести обязанности. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, за совершенное административное правонарушение гражданин может быть лишен на определенно время права управления транспортным средством.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Одной из “проблем” административно-правовых отношений является время возникновения и прекращения административной правоспособности и административной дееспособности субъектов административного права. Момент ее определения четко не определен. Административная правоспособность и административная дееспособность юридических лиц возникают и прекращаются единовременно. У граждан наступление административной право - и дееспособности не совпадает. Так, если административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения, то административная дееспособность, как правило, наступает с 16-летнего возраста. Административная дееспособность граждан с точки зрения ее полноты связана с возрастом граждан, а в ряде случаев с состоянием их здоровья. Согласно Конституции РФ граждане Российской Федерации обладают дееспособностью в полном объеме с 18-летнего возраста. Так, граждане, достигшие совершеннолетия могут участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы муниципальных образований. Вместе с тем частичная административная дееспособность граждан может быть предусмотрена законом и ранее. В частности, согласно КоАП РФ гражданин несет административную ответственность с 16-летнего возраста.

В полном объеме административная дееспособность возникает по достижении гражданином 18 лет.

10) Права и обязанности граждан Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

Административные права граждан представляют собой закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия; вести себя в дозволенных границах; требовать от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются такие права и свободы, как:

· право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

· право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

· право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

· право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

· право граждан на свободу и личную неприкосновенность (не касается случаев, когда поведение граждан является противоправным);

· право на передвижение;

· право на защиту;

· право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

· право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органом государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Граждане РФ, имея права, вместе с тем исполняют и обязанности:

· соблюдать Конституцию и законы РФ;

· платить законно установленные налоги и сборы;

· сохранять природу и окружающую среду;

· бережно относиться к природным богатствам;

· защищать Отечество.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них требований государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия.

Гражданин реализует свои права и обязанности посредством следующих правомерных действий: фактического использования; приобретения законных прав; защиты нарушенных прав.

Неправомерные действия являются административными правонарушениями.

11) Административно правовые гарантии прав и свобод граждан Российской Федерации.

Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту).

В развернутом варианте механизм таких гарантий слагается из следующих юридически значимых действий, совершаемых пол­номочными государственными органами:

· выполнение юридической обязанности по обеспечению реа­лизации конституционных прав и свобод граждан;

· создание необходимых условий для их реализации;

· постоянное наблюдение и контроль за их реализацией;

· охрана прав и свобод граждан;

· применение санкций в случае их нарушения.

При этом необходимо учитывать, что гарантии, о которых идет речь, носят государственный характер. Это означает, что на все го­сударственные органы КРФ и российским законода­тельством возлагаются обязанности, связанные с реализацией прав и свобод граждан. Выполнение таких обязанностей органами исполнительной власти составляет содержание административ­но-правовых гарантий.

Два основных направления, по которым гарантии проявляются в процессе государственно-управленческой дея­тельности.

1. Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов (должностных лиц) как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан.

Одним из принципов гос. службы является прио­ритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность ис­полнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).

Важное значение имеют специальные административно-про­цессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые законодательством о производстве по делам об админ. правона­рушениях, по заявлениям и жалобам граждан и т.п. (закрепление обстоятельств, смягчающих АО, ограничения при применении наиболее строгих админ. наказаний, предоставление гражданам, привлекаемым к админ. ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавли­ваемых КоАП, и др).

Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, по­добные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензи­рования различного рода деятельности, осуществляемой ими, и т.п.

С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гаран­тий есть совокупность следующих юридически значимых дейст­вий:

· обращение гражданина к исполнительному органу (должно­стному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав;

· рассмотрение компетентным органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности;

· вынесение им решения по предмету обращения;

· исполнение принятого решения.

Главное при этом заключ-ся в том, что исполнит. ор­ган (должностное лицо) юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обяз-ть орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С дру­гой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед граж­данином как сторона возникшего админ.-правового от­ношения. Это и есть проявление юр-х гарантий прав граждан.

2. Административно-правовые гарантии охраны прав и сво­бод граждан. Это осуществление исполнит. органами (должностны­ми лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по примене­нию административно-правовых санкций в случае их нарушения.

Наблюдательная функция исполнительных органов (должно­стных лиц) находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, пред­приятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе спец. полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном слу­чае имеются в виду полномочия надзорного характера.

Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствую­щем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также спе­циальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п.

Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое ис­пользование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств:

· приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнит. власти субъектов Федерации; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств рес­публик, входящих в состав РФ;

· приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (на­пример, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.);

· отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты фед. органов исполнит. власти, а Президент РФ — акты самого Правительства и т.п.

В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется сле­дующая конституционная позиция: любые нормативные право­вые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не мо­гут применяться, если ими нарушаются права, свободы и закон­ные интересы граждан.

В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды об­щей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конст.суд РФ может признать такие акты неконституционными, что вле­чет за собой утрату ими юридической силы. Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управ­ления в случае нарушения ими прав граждан.

Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предо­ставляется юр-кая возможность своими средствами защи­щать свои права в сфере гос.-управленческой деят-ти. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и закон. интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение гос. механизм защиты его прав.

Применение административно-правовых санкций как средст­ва защиты их прав и законных интересов находит свое выражение в том, что она является следствием использования исполнитель­ными органами, равно как и другими полномочными гос. органами, их наблюдательных и защитительных гаран­тий. Конечно, ответственность в буквальном смысле не ограждает то или иное субъективное право личности. Тем не менее, ее юриди­ческая значимость несомненна, ибо сама возможность ответствен­ности за свои действия, нарушающие субъективные права граж­дан, имеет большое превентивное (предупредительное) значение. Сам факт ее наступления есть результат неправомерных действий. При этом, естественно, подразумевается юридическая ответствен­ность прежде всего должностных лиц государственно-управленче­ского аппарата.

Предусмотрены в основном два вида такой ответственности на­званных лиц: дисциплинарная и административная. Конечно, за преступные деяния должностные лица несут и уголовную ответст­венность.

Дисциплинарная ответ-ть наступает при нарушении гос. служащим возложенных на него служебных обязанностей, в числе к-х значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой нало­жение на него органом или руководителем, имеющим право назна­чать служащего на должность, дисциплинарных взысканий.

Административная ответственность наступает для долж­ностных лиц за совершение ими административных правонаруше­ний, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и т.п. Должностные лица отвечают за нарушение таких общеобязат-х правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Их административная ответственность наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП преду­сматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, ст. 5.27 «Нарушение законо­дательства о труде и об охране труда»; ст. 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединени­ях» и т.д. Админ. ответ-ть должностные лица несут перед органами, наделенными полномочиями по осуществ­лению админ.надзора. Постановление о возбужде­нии админ. производства вправе выносить прокурор.

Названные виды юридической ответственности носят персо­нальный характер (отвечает конкретное должностное лицо). От­ветственность исполнительных органов не предусматривается.

Статья 45 КРФ:

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

4. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46 КРФ:

4. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

5. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов МСУ, общест. объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

6. Каждый вправе в соответствии с м/н договорами РФ обращаться в м/н органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Экономические гарантии – предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую выплату зарплаты, твердый курс рубля;

Политические гарантии – признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеолог. разнообразие;

Организационные гарантии – система правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций (милиция, адвокатура, нотариат, Счетная палата и т.д.)

Юридические гарантии, в том числе административно-правовые:

· судебные – система правосудия в РФ

· внесудебные – ответственность должностных лиц; уполномоченный по правам человека (ФКЗ от 26.02.1996) – способствует выявлению и восстановлению нарушенных прав.

12) Основы административно – правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", правительственные акты.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.

За нарушение законодательства (иммиграционных правил) к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Классификация иностранных граждан:

1. По сроку пребывания на территории Российской Федерации:

- постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;

- временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;

- следующие через территорию Российской Федерации транзитом;

2. По степени подчиненности юрисдикции РФ:

- граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;

- граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;

- военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил;

- члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;

- граждане, служащие в международных организациях;

- граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;

- свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;

3. По целям нахождения на территории Российской Федерации:

- работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;

- корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;

- преподаватели в учебных заведениях;

- лица, относящиеся к иностранной рабочей силе,– трудящиеся эмигранты;

- лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

1. Не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

2. Не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3. Не могут участвовать в отправлении правосудия;

4. Не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

5. Не имеют права участвовать в референдуме;

6. На них не распространяется воинская обязанность;

7. Не могут быть членами политических общественных объединений;

8. За ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

9. Только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

10. Могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

11. Проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

12. Устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

13. По территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

14. Могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

 13) Понятие и функции исполнительной власти.

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Функции исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

14) Органы исполнительной власти: понятие и виды. Административно правовой статус органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти - учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).

Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.

Органы исполнительной власти:

· самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;

· обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;

· их деятельность носит подзаконный характер;

· находятся на бюджетном финансировании.

Виды органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков:

1. В зависимости от государственного устройства:

· федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);

· органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. По организационно-правовым формам:

· правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);

· комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).

3. По характеру компетенции выделяют:

· органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);

· органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);

· органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);

· органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.

4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:

· единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;

· коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.

Понятие и принципы построения системы органов исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти - совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними.

Система органов исполнительной власти строится и функционирует на основе следующих принципов:

федерализма, который отражается:

а) на структуре системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);

б) на юридическом положении органов исполнительной власти:

· определение компетенции органов исполнительной власти основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;

· законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;

· формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;

сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти, влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация - сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ). Децентрализация - закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего центр решения общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места; законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, НПА субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Систему федеральных органов исполнительной власти, установление которой относится к ведению РФ, образуют:

· Правительство РФ;

· федеральные министерства (отраслевое управление);

· государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление);

· федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные функции в установленных сферах ведения);

· иные федеральные органы исполнительной власти (напр., Управление делами Президента РФ).

Систему органов исполнительной власти субъектов Федерации образуют:

· высший орган исполнительной власти субъекта Федерации;

· иные органы исполнительной власти, формы которых определяются самими субъектами Федерации.

Система федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации

Особенности федеральных органов исполнительной власти:

· являются звеньями системы органов исполнительной власти;

· выполняют функции государственного управления в рамках своей компетенции;

· подчиняются требованиям Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента и Правительства РФ;

· руководители несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач.

Классификация федеральных органов исполнительной власти.

1. По характеру деятельности:

· министерства: осуществляют различные виды деятельности, управление, регулирование и координацию в соответствующей области (отраслевые и межотраслевые);

· государственный комитет, федеральная комиссия - осуществляют межотраслевую координацию, функциональное регулирование по вопросам их ведения;

· федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор - осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции.

Таким образом, можно выделить органы: осуществляющие руководство отраслями; занимающиеся межотраслевым регулированием, координацией; контроля надзора; органы по определенным проблемам.

2. По подчинению:

· в ведении Правительства РФ (большинство), которое утверждает положения об этих федеральных органах исполнительной власти и назначает руководителей; - подчиненные Президенту РФ (Министерство обороны, внутренних дел, ФСБ и др.), который имеет аналогичные полномочия.

3. По способу решения подведомственных вопросов:

· - единоначальные (министерства, некоторые другие федеральные органы исполнительной власти), но может образовываться коллегия. Она рассматривает наиболее важные вопросы деятельности, принимает решения большинством членов. В случае разногласий министр проводит в жизнь свое решение;

· коллегиальные (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы/надзоры, российские агентства): образуются коллегии в составе руководителя органа, его замов, руководящих работников. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Система органов исполнительной власти субъектов Федерации определяется ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и законодательством субъекта Федерации:

· во главе - высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, который возглавляется руководителем этого органа либо высшим должностным лицом субъекта Федерации (президентом, главой субъекта Федерации);

· органами общей компетенции являются правительства республик, администрации в иных субъектах Федерации;

· органы отраслевой и межотраслевой компетенции - министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления, департаменты, отделы.

Правительство РФ

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

1. Правительство РФ - это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти РФ и издает административно-правовые акты от своего имени.

Состав Правительства РФ, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом РФ и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.

Согласно ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом:

· возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;

· представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;

· ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;

· подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

2. Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Правительства РФ:

· разработку и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

· проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· управление федеральной собственностью;

· реализацию мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ;

· обеспечение законности, прав и свобод граждан;

· охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью;

· иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Президент РФ

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:

· непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);

· косвенно (через Правительство РФ).

В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:

· назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

· принимает решение об отставке Правительства РФ;

· представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

· по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

· формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

· формирует Администрацию Президента РФ;

· назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

· вносит законопроекты в Государственную Думу;

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: