Красным шрифтом выделены вопросы для конспектирования!
1. Формы существования психологических знаний. Житейская и научная психология. Общая характеристика предмета психологии. Примеры явлений, которые изучает психология.
2. Методы психологических исследований. Субъективные методы психологии (наблюдение, опрос: виды, преимущества и недостатки).
3. Эксперимент в психологических исследованиях. Лабораторный и естественный эксперимент. Виды переменных, ошибки эксперимента.
4. Тестирование как метод психологических исследований. Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.
5. Становление взглядов на предмет психологии в истории науки. Этапы развития психологии как науки.
6. Научные направления и научные школы в психологии. Первые психологические школы: структурализм и функционализм.
7. Бихевиоризм как научная психологическая школа. Взгляды Дж.Уотсона, Э.Толмена, Э.Торндайка, Б.Скиннера, А.Бандуры. Значение бихевиоризма для развития современной психологии.
8. Когнитивный подход в психологии. Гештальтпсихология В.Келера. Конструктивизм Ж.Пиаже.
|
|
9. Гуманистический подход в психологии. Идеи К.Роджерса и А.Маслоу.
10. Идеи З.Фрейда о бессознательном. Психоанализ как научная психологическая школа. Неофрейдизм.
11. Понятие о психике. Основные функции и уровни развития психики. Раздражимость. Чувствительность. Поведение. Сознание как высший уровень психического отражения.
12. Стадии и уровни развития психики в филогенезе по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри.
13. Особенности поведения животных. Инстинкты, навыки. Стадия интеллектуального поведения.
14. Основные положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Высшие психические функции. Интериоризация.
15. Развитие психики человека в онтогенезе. Общая характеристика стадий развития психики. Акмеологический период. Период геронтогенеза.
16. Сознание. Свойства и функции сознания. Структура сознания по А.Н.Леонтьеву. Методы изучения сознания. Психосемантика.
17. Самосознание и «Я-концепция». Структура, функции, модальности Я-концепции. Развитие самосознания в онтогенезе.
18. Понятие деятельности. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Виды человеческой деятельности. Деятельность и развитие человека.
19. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Классификация, свойства и характеристики ощущений. Законы психофизики. Сенсорная адаптация. Сенсибилизация. Синестезия. Развитие ощущений.
20. Восприятие как целостное отражение предметов и явлений. Основные свойства и виды восприятия. Индивидуальные типы восприятия. Развитие восприятия в онтогенезе.
|
|
21. Закономерности восприятия в гештальтпсихологии. Фигура и фон в восприятии. Восприятие пространства. Иллюзии восприятия. Восприятие движения и времени.
22. Внимание как психический феномен. Специфика внимания как познавательного процесса. Основные виды, свойства и функции внимания.
23. Физиологические механизмы и психологические теории внимания.
24. Развитие внимания в онтогенезе. Факторы, определяющие развитие внимания по Л.С.Выготскому. Особенности проявления внимания в учебной и трудовой деятельности.
25. Методы изучения свойств и видов внимания.
26. Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение. Физиологические основы памяти.
27. История исследований процессов памяти. Теории памяти.
28. Классификация отдельных видов памяти. Основные виды памяти. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Основные нарушения памяти.
29. Основные виды запоминания. Заучивание. Мнемическая деятельность. Сохранение. Воспроизведение. Припоминание. Узнавание и забывание.Исследование памяти в работах А.А.Смирнова и П.И.Зинченко.
30. Воображение как процесс преобразования представлений. Роль воображения в жизни человека. Виды воображения. Этапы формирования воображаемых образов. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.
31. Мышление, основные характеристики мышления. Физиологические основы мышления. Классификация мышления и его основные виды, умственные операции.
32. Основные формы мышления. Понятие. Суждение. Умозаключение. Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления.
33. Проблема мышления в работах А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова. Теория формирования умственных операций П.Я.Гальперина. Проблема формирования понятий в работах Л.С. Выготского и Л.С.Сахарова.
34. Понятие об интеллекте. Экспериментальное исследование интеллекта (А.Бине Т.Симон, Тест Стенфорд-Бине, Тест Векслера, концепция интеллекта Ч.Спирмена, Терстоуна, Дж.Гилфорда). Развитие интеллекта в теории Ж.Пиаже.
35. Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Основные функции речи. Физиологические основы речи. Развитие речи в онтогенезе.
36. Измененные состояния сознания. Сенсорная изоляция, гипноз, медитация.
37. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б.М.Теплову. Основные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Методы и методики диагностики темперамента.
38. Теоретические подходы к изучению темперамента. Конституциональный подход. Свойства нервной системы как основа темперамента. Типы ВНД по И.П.Павлову.
39. Темперамент в структуре индивидуальности. Подход В.С.Мерлина. Концепция темперамента В.М.Русалова. Психологические характеристики типов темперамента по Я.Стреляу.
40. Проявление темперамента в учебной и трудовой деятельности. Типологические основы индивидуального стиля деятельности.
41. Определение характера. Различные подходы к описанию структуры характера. Взаимосвязь характера и темперамента.
42. Типология характера по К.Юнгу. Методы и методики диагностики характера.
43. Понятие акцентуации. Скрытые и явные акцентуации. Акцентуированные личности. Типологические модели акцентуированных характеров в концепции К.Леонгарда и А.Е.Личко.
44. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание.
45. Способности. Определение способностей по Б.М.Теплову. Классификация способностей. Гиперспособности. Теоретические подходы к изучению способностей.
|
|
46. Уровни развития способностей: одаренность, талантливость, гениальность. Теории гениальности.
47. Природа способностей: роль наследственности и среды. Развитие способностей в онтогенезе. Внешние и внутренние условия развития способностей.
48. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Личностный и деятельностный подходы к пониманию направленности.
49. Параметры направленности. Приемы структурирования направленности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление и т.д.
50. Мотив и потребность. Классификация потребностей. Основные теоретические подходы к проблеме потребностей.
51. Теоретические подходы к проблемам мотивации. Механизмы формирования мотивации. Перспективы изучения проблемы мотивации в психологии.
52. Особенности мотивации деятельности. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н.Леонтьева. Факторы, блокирующие активность и мотивацию.
53. Эмоциональные явления. Эмоции, чувства, эмоциональные состояния. Функции эмоций. Классификация эмоций. Свойства эмоций. Амбивалентность эмоций.
54. Физиологические основы и психологические теории эмоций. Концепция происхождения эмоций Ч.Дарвина. Теория Джемса-Ланге. Информационная концепция эмоций П.В.Симонова. Понятие эмоциональной направленности в работах Б.И.Додонова.
55. Общая характеристика чувств. Страсть. Высшие чувства. Любовь как чувство. Теории любви. Гипотезы выбора любимого человека. Родительская любовь, ее специфика, развитие и детерминанты.
56. Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Фрустрация как механизм формирования эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств.
57. Общение. Функции общения. Взаимосвязь общения, деятельности, личностного развития. Понятие ведущей деятельности и социальной ситуации развития.
58. Классификация и виды общения. Структура общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.
59. Эффективность общения. Пути повышения эффективности межличностного общения. Межличностные конфликты и особенности их преодоления.
|
|
60. Психические состояния. Классификация психических состояний. Влияние психических состояний на учебную и трудовую деятельность. Динамика работоспособности.
61. Ролевое поведение личности. Проигрывание роли. Ролевой конфликт. Виды ролевых конфликтов. Ролевое поведение и ролевые эго-состояния в работах Э.Берна и К.Штайнера.
62. Защитные механизмы личности. Теория защитных механизмов. Интеллектуальные защиты. Развитие защитных механизмов у детей и подростков.
63. Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис. Противоречия и кризисы как факторы развития личности.
64. Экзистенциальные кризисные ситуации. Первичные проблемы человеческого существования. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов.
65. Жизненный цикл и возрастные кризисы. Кризис середины жизни. Периодизация возрастных кризисов в теории Э.Эриксона.
66. Понятие адаптации. Уровни адаптации: физиологический, психический, социальный. Личностный адаптационный потенциал. Критерии психического здоровья.
67. Стресс как психическое состояние. Эустресс и дистресс. Стадии стресса. Сущность стрессовой ситуации. Типология стресса. Последствия стресса. Эмоциональный стресс. Основные формы психосоматических заболеваний. Предупреждение психосоматических расстройств.
68. Исторические этапы в исследовании личности. Основные теоретические подходы к исследованию личности в психологии. Проблема движущих сил развития личности.
69. Зарубежные теории личности. Личность в работах З.Фрейда, К.Юнга.
70. Теории личности А.Адлера, К. Хорни, Э.Фромма.
71. Проблема личности в гуманистической психологии (К.Роджерс, Г.Олпорт, А.Маслоу).