Вопросы к экзамену «Психология»

Красным шрифтом выделены вопросы для конспектирования!

1. Формы существования психологических знаний. Житейская и научная психология. Общая характеристика предмета психологии. Примеры явлений, которые изучает психология.

2. Методы психологических исследований. Субъективные методы психологии (наблюдение, опрос: виды, преимущества и недостатки).

3. Эксперимент в психологических исследованиях. Лабораторный и естественный эксперимент. Виды переменных, ошибки эксперимента.  

4. Тестирование как метод психологических исследований. Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.

5. Становление взглядов на предмет психологии в истории науки. Этапы развития психологии как науки.

6. Научные направления и научные школы в психологии. Первые психологические школы: структурализм и функционализм. 

7. Бихевиоризм как научная психологическая школа. Взгляды Дж.Уотсона, Э.Толмена, Э.Торндайка, Б.Скиннера, А.Бандуры. Значение бихевиоризма для развития современной психологии.

8. Когнитивный подход в психологии. Гештальтпсихология В.Келера. Конструктивизм Ж.Пиаже.

9. Гуманистический подход в психологии. Идеи К.Роджерса и А.Маслоу.

10. Идеи З.Фрейда о бессознательном. Психоанализ как научная психологическая школа. Неофрейдизм.

11.  Понятие о психике. Основные функции и уровни развития психики. Раздражимость. Чувствительность. Поведение. Сознание как высший уровень психического отражения.

12. Стадии и уровни развития психики в филогенезе по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри.

13. Особенности поведения животных. Инстинкты, навыки. Стадия интеллектуального поведения.

14. Основные положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Высшие психические функции. Интериоризация.

15. Развитие психики человека в онтогенезе. Общая характеристика стадий развития психики. Акмеологический период. Период геронтогенеза.

16.  Сознание. Свойства и функции сознания. Структура сознания по А.Н.Леонтьеву. Методы изучения сознания. Психосемантика.

17.  Самосознание и «Я-концепция». Структура, функции, модальности Я-концепции. Развитие самосознания в онтогенезе.

18. Понятие деятельности. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Виды человеческой деятельности. Деятельность и развитие человека. 

19. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Классификация, свойства и характеристики ощущений. Законы психофизики. Сенсорная адаптация. Сенсибилизация. Синестезия. Развитие ощущений.

20. Восприятие как целостное отражение предметов и явлений. Основные свойства и виды восприятия. Индивидуальные типы восприятия. Развитие восприятия в онтогенезе.

21.  Закономерности восприятия в гештальтпсихологии. Фигура и фон в восприятии. Восприятие пространства. Иллюзии восприятия. Восприятие движения и времени.

22. Внимание как психический феномен. Специфика внимания как познавательного процесса. Основные виды, свойства и функции внимания.

23. Физиологические механизмы и психологические теории внимания.

24. Развитие внимания в онтогенезе. Факторы, определяющие развитие внимания по Л.С.Выготскому. Особенности проявления внимания в учебной и трудовой деятельности.

25. Методы изучения свойств и видов внимания.

26. Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение. Физиологические основы памяти.

27. История исследований процессов памяти. Теории памяти.

28. Классификация отдельных видов памяти. Основные виды памяти. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Основные нарушения памяти.

29. Основные виды запоминания. Заучивание. Мнемическая деятельность. Сохранение. Воспроизведение. Припоминание. Узнавание и забывание.Исследование памяти в работах А.А.Смирнова и П.И.Зинченко.

30. Воображение как процесс преобразования представлений. Роль воображения в жизни человека. Виды воображения. Этапы формирования воображаемых образов. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

31. Мышление, основные характеристики мышления. Физиологические основы мышления. Классификация мышления и его основные виды, умственные операции.

32.  Основные формы мышления. Понятие. Суждение. Умозаключение. Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления.

33. Проблема мышления в работах А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова. Теория формирования умственных операций П.Я.Гальперина. Проблема формирования понятий в работах Л.С. Выготского и Л.С.Сахарова.

34.  Понятие об интеллекте. Экспериментальное исследование интеллекта (А.Бине Т.Симон, Тест Стенфорд-Бине, Тест Векслера, концепция интеллекта Ч.Спирмена, Терстоуна, Дж.Гилфорда). Развитие интеллекта в теории Ж.Пиаже.

35.  Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Основные функции речи. Физиологические основы речи. Развитие речи в онтогенезе.

36. Измененные состояния сознания. Сенсорная изоляция, гипноз, медитация.   

37. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б.М.Теплову. Основные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Методы и методики диагностики темперамента.

38.   Теоретические подходы к изучению темперамента. Конституциональный подход. Свойства нервной системы как основа темперамента. Типы ВНД по И.П.Павлову.

39. Темперамент в структуре индивидуальности. Подход В.С.Мерлина. Концепция темперамента В.М.Русалова. Психологические характеристики типов темперамента по Я.Стреляу.

40. Проявление темперамента в учебной и трудовой деятельности. Типологические основы индивидуального стиля деятельности.

41. Определение характера. Различные подходы к описанию структуры характера. Взаимосвязь характера и темперамента.

42. Типология характера по К.Юнгу. Методы и методики диагностики характера.

43. Понятие акцентуации. Скрытые и явные акцентуации. Акцентуированные личности. Типологические модели акцентуированных характеров в концепции К.Леонгарда и А.Е.Личко.

44. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание.

45.  Способности. Определение способностей по Б.М.Теплову. Классификация способностей. Гиперспособности. Теоретические подходы к изучению способностей. 

46.  Уровни развития способностей: одаренность, талантливость, гениальность. Теории гениальности.

47. Природа способностей: роль наследственности и среды. Развитие способностей в онтогенезе. Внешние и внутренние условия развития способностей.

48. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Личностный и деятельностный подходы к пониманию направленности.

49. Параметры направленности. Приемы структурирования направленности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление и т.д.

50.  Мотив и потребность. Классификация потребностей. Основные теоретические подходы к проблеме потребностей.

51. Теоретические подходы к проблемам мотивации. Механизмы формирования мотивации. Перспективы изучения проблемы мотивации в психологии.

52.  Особенности мотивации деятельности. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н.Леонтьева. Факторы, блокирующие активность и мотивацию.

53.  Эмоциональные явления. Эмоции, чувства, эмоциональные состояния. Функции эмоций. Классификация эмоций. Свойства эмоций. Амбивалентность эмоций.

54. Физиологические основы и психологические теории эмоций. Концепция происхождения эмоций Ч.Дарвина. Теория Джемса-Ланге. Информационная концепция эмоций П.В.Симонова. Понятие эмоциональной направленности в работах Б.И.Додонова.

55. Общая характеристика чувств. Страсть. Высшие чувства. Любовь как чувство. Теории любви. Гипотезы выбора любимого человека. Родительская любовь, ее специфика, развитие и детерминанты.

56. Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Фрустрация как механизм формирования эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств.

57. Общение. Функции общения. Взаимосвязь общения, деятельности, личностного развития. Понятие ведущей деятельности и социальной ситуации развития.

58.  Классификация и виды общения. Структура общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

59. Эффективность общения. Пути повышения эффективности межличностного общения. Межличностные конфликты и особенности их преодоления.

60. Психические состояния. Классификация психических состояний. Влияние психических состояний на учебную и трудовую деятельность. Динамика работоспособности.

61.    Ролевое поведение личности. Проигрывание роли. Ролевой конфликт. Виды ролевых конфликтов. Ролевое поведение и ролевые эго-состояния в работах Э.Берна и К.Штайнера.

62.  Защитные механизмы личности. Теория защитных механизмов. Интеллектуальные защиты. Развитие защитных механизмов у детей и подростков.

63. Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис. Противоречия и кризисы как факторы развития личности.

64. Экзистенциальные кризисные ситуации. Первичные проблемы человеческого существования. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов.

65. Жизненный цикл и возрастные кризисы. Кризис середины жизни. Периодизация возрастных кризисов в теории Э.Эриксона.

66. Понятие адаптации. Уровни адаптации: физиологический, психический, социальный. Личностный адаптационный потенциал. Критерии психического здоровья.

67. Стресс как психическое состояние. Эустресс и дистресс. Стадии стресса. Сущность стрессовой ситуации. Типология стресса. Последствия стресса. Эмоциональный стресс. Основные формы психосоматических заболеваний. Предупреждение психосоматических расстройств.

68.   Исторические этапы в исследовании личности. Основные теоретические подходы к исследованию личности в психологии. Проблема движущих сил развития личности.

69. Зарубежные теории личности. Личность в работах З.Фрейда, К.Юнга.

70. Теории личности А.Адлера, К. Хорни, Э.Фромма.

71. Проблема личности в гуманистической психологии (К.Роджерс, Г.Олпорт, А.Маслоу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: