Понятие культуры в социологии

Функции социологии культуры.

Основные функции культуры

1. Трансляционная. Культура - это социальная память человечества, единственный механизм трансляции (передачи) социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одного народа к другому.

Таким образом, с помощью культуры осуществляется историческая преемственность. Люди, лишенные культуры, превращаются в манкуртов.

2. Познавательная. Культура вооружает человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, т. е. для освоения мира. Любое общество поэтому развито настолько, насколько оно способно использовать все то, что содержится в культурном генофонде человечества (достаточно вспомнить в этой связи Японию).

3. Социализирующая. Культура делает человека личностью. Индивид становится личностью, когда приобщается к культуре, когда осваивает язык, знания, верования, нормы, ценности своей семьи, социальной группы, народа, всего человечества. Чем лучше и глубже усвоена культура, тем развитее личность.

4. Интегративная. Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность общества. Почему люди чувствуют себя американцами, китайцами, белорусами? Потому что у них есть общие история, язык, религия, традиции, представления о жизни и др. Все это и объединяет людей.

5. Регулятивная. Культура регулирует поведение человека, определяет те рамки, в которых человек может и должен действовать. В этой связи 3. Фрейд даже утверждал, что культура носит репрессивный характер по отношению к инстинктам. Культура, однако, не отменяет инстинкты. Она лишь определяет условия, при которых инстинкты удовлетворяются. Например, культура не стремится подавить сексуальное влечение, а лишь устанавливает определенные правила сексуального поведения.

Таковы основные функции культуры. Некоторые исследователи указывают и на ряд других функций. К их числу относят эвристическую функцию (производство новых норм, ценностей, значений, знаний, духовное творчество), функцию целеполагания (фиксация целей, перспектив, проектов человеческой деятельности), мотивационную функцию (формирование побуждений к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей субъекта), аксеологическую функцию (обеспечение человека той или иной системой ценностей), рекреационную функцию (создание различных форм разрядки, отвлечения от реальных трудностей, отдыха от жизненных проблем, развлечения, увлечения).

Выделяются основные функции культуры:

• человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);

• гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

• информационная — функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен — прошлого, настоящего и будущего;

• коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

• ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

• нормативно-регулирующая (управленческая), которая про является в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

Познавательная функция выступает как социальная и интеллектуальная память человечества, аккумулируя, сохраняя, перерабатывая и транслируя от поколения к поколению информацию об окружающем мире и о самой культуре. Причем эта информация транслируется не только рациональным, но и эмоциональным, чувственным путем, в частности через искусство в самых различных его формах.

Деятельностная находит свое выражение в деятельности людей, порождающей новые образы и культурные образцы, ценности и знания, нормы и правила, это творческая составляющая человеческого бытия.

Коммуникативная функция имеет глубокий онтологический статус именно в силу разнообразия культурных форм и образцов. Возможность реализации этой функции заложена в многообразии языков культуры, в которых кодируется социальный опыт человечества.

Символическая функция связана с коммуникативной. Коммуникация членов общества осуществляется в символических формах посредством обмена жестами, знаками, символами. Речь идет о "культурных текстах", которые позволяют фиксировать и транслировать социально значимую информацию, знания, представления, образы.

Методология социологических исследований в сфере культуры.

социология культуры использует весь арсенал методов и приемов, применяемых в эмпирической социологии, включая анкетирование, интервью, анализ статистики и документов и пр. В связи с этим нет оснований противопоставлять качественные и количественные методы исследования. Надо только ясно понимать, при каких условиях, какие методы лучше применять, при каких условиях те или иные методы эффективны.

Важная особенность социологии культуры обусловлена тем, что она имеет дело с фактами сознания, явлениями духовной жизни людей. Другие области социологической науки также сталкиваются с этой проблемой, например, социология политики, этносоциология. Однако для социологии культуры она является кардинальной. Ее интересуют не только поступки людей, но и то, какое значение они придают этим поступкам.

при изучении культуры используются методы смежных наук, в частности методы психоанализа, методы интертекстуального анализа и деконструкции текстов, методы биографий, насыщенных описаний, кейс-стади и др.

Понятие культуры в социологии.

Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как со творенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культу ра включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова пони мают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Первым и наиболее важным элементом является познавательный, знаково-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Типы культуры.

а) доминантная культура, обозначающая те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом, либо в силу того, что данные группы составляют этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения.

б) субкультура – это отличающийся от доминантной культуры стиль жизни и ценности этнических, религиозных, профессиональных, возрастных и многих других групп в обществе, при этом члены таких групп идентифицируют себя с точки зрения этих особых групповых ценностей.

подростково-молодёжные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;

криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр.) создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды;

религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Сенрике» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.

в) контркультура – это разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с доминантной культурой (экстремисты, скинхеды, социологи в 1960-х годах в СССР, стиляги).

Массовая - культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей (телесериалы, попса, эстрадные шоу и т.д.). На передний план выдвигается развлекательная функция.

Элитарная - культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой восприимчивостью (культура, рассчитанная на элиту).

Предпосылки для выделения элитарной культуры заложены в трудах А.Шопенгауэра (делит всех людей «людей пользы» и «людей гения») и Ф.Ницше (выделял из основной массы людей «сверхлюдей», которые обладают волей к власти и особой восприимчивостью к культурным формам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: