Контркультура: понятие, сущность, примеры

Понятие контркультуры предполагает существование в форме митинга. Подразумевается наличие общего противника, против которого следует сражаться. Основой существования контркультуры служит деятельность деструктивного характера, цель которой – победа над врагом. Доходит до открытого противостояния и вполне реального объявления войны враждебным ценностям общества.

Контркультура: примеры из жизни Часть молодежных течений уже канула в прошлое. В качестве наиболее яркого примера можно назвать движение хиппи, существовавшее в США в 60-х годах прошлого века. Масштаб его был настолько велик, что в коммунах хиппи совместно жили тысячи молодых людей. Ни в одной другой субкультуре позже не встречалось такого совместного проживания. На идеях хиппи о свободной любви была основана сексуальная революция тех лет. Базой альтернативного образа жизни рассматриваемого нами течения стало возникновение сети квартир («флэтов»), куда каждый мог попасть на ночлег или временное проживание («вписаться»). Для социального института хиппи характерным стало отрицание традиционных ценностей окружающего общества, принципиальная наблюдательная позиция, пацифизм, сексуальная свобода и крайний аскетизм в быту.

В современной социологии и культурологии понятие контркультуры употребляется в двух смыслах. Во-первых, оно используется для обозначения различных социально-культурных установок. Речь идет о тех, которые противостоят фундаментальным принципам, господствующим в данной культуре. Во-вторых, контркультура - это понятие, которое отождествляется с молодежной субкультурой Запада 60-х годов. Она отразила критическое отношение к нормам современности и отвергла их.
Значение контркультуры Выступив против державных установок, молодые бунтари противопоставили свои собственные ценности. С одной стороны, можно говорить о том, что эти новые ориентации растворились в господствующей культуре. Но сама она, с другой, вобрала в себя много новых компонентов и поэтому предстала во многом в ином свете. Поэтому культура и контркультура взаимосвязаны.


Личность как объект культуры

Личность определяется как "индивидуальная внутренняя социальность, конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности", "устойчивая совокупность социально значимых черт", характеризующих индивида, продукт включения индивидов в социокультурную среду, или как "человеческий индивид васпекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений". Общепринятым в научной литературе является лишь то, что личность всегда характеризуют интеллектуальные, морально-волевые качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и культуры, а также существование глубинной, сущностной взаимосвязи между личностью и культурой.

Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер. Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует. Даже высочайшие произведения искусства, созданные, но утраченные людьми, перестают быть феноменом культуры до тех пор, пока их вновь не коснется одухотворяющая все деятельность человека. Более того, культура как таковая, культура всей своей чистоте, подлинности существует только в актах деятельности человека или по созданию, воссозданию объектов, преобразующих внешнюю среду (т.е. предметов материальной культуры), или же в актах по преобразованию внутренней природы самого человека (такие акты и образы можно отнести к духовной культуре личности).

Человек изначально становится объектом культуры. И даже, если рассматривать культуру как деятельность человека природы (как внутренней, так и внешней) в соответствии с определенным планом действий, очевидным представляется то, что сам этот идеальный план не закладывается в сознание человека от рождения. Ведь все без исключения собственно человеческие способы жизнедеятельности, формы деятельности, обращенные на другого человека и на любой предмет, ребёнок усваивает извне. Культура того или иного социума существует вне, помимо индивида: "язык" культуры, в самом широком смысле, составляют моральные нормы, нормы межличностных отношений, нормы права и т. д. Индивид в процессе социализации, воспитания и саморазвития усваивает все эти идеальные нормативы.

процессе становления личности происходит уже в существующем культурном контексте, при его непосредственном воздействии на индивида. Поэтому можно утверждать, что человек в этом взаимодействии является объектом воздействия культуры, а вернее, мира культуры. Ребёнок учится действовать как человек, взаимодействовать с другими людьми, учится мыслить. Чувствовать и выражать свои мысли и чувства словами. Осваивая предметы мира культуры, человек учится действовать по-человечески. Воспринятые формы деятельности, или какие-либо всеобщие нормы культуры, организуют сознательную волю отдельного человека, упорядочивают её проявления вовне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: