Культура является стержнем, первокирпичиком общества. Основную роль в этом играют материальная и духовная культура. К материальной культуре можно отнести все артефакты (искусственно созданное) – физические элементы, как уже отмечалось выше, орудия труда, дороги, постройки, памятники, погребения, дома, мосты, пароходы, самолёты, одежда, посуда, предметы роскоши и другое. К духовной культуре можно отнести, всё что сотворено разумом человека, например, знания, религия, нормы, обычаи, традиции, духовные ценности, ритуалы, идеи, эталоны поведения, законы, заповеди и многое другое, что существует в нашем сознании.
Культура делится на две большие составляющие – культурную статику и культурную динамику.
Культурная статика – это культура в покое, внутренне её строение, базисные её элементы, всё материальное и нематериальное в ней. Она включает:
- культурные комплексы как сумму элементов, возникающих на базе исходного культурного элемента и связанных с ним функционально: спортивные комплексы, гостеприимство, свадьба, крещение, рождение.
- культурное наследие – это культуры народов, созданные прошлыми поколениями, испытаны временем и передаются по наследству.
- культурные универсалии – это нормы, явления, которые вошли в обиход народов независимо от географии, времени и устройства общества. Сюда можно отнести универсальные аспекты из жизни и деятельности людей, которые повторяются всюду у многих народов: община, пища, календарь, украшение, соблюдение чистоты, гадания, танцы, декоративное искусство, толкование снов, ухаживания, образование, спорт, этикет, торговля, отлучение ребенка от груди, контроль за погодой, религиозные ритуалы. К культурным универсалиям относится также то, что отличает одних людей от других: язык, вера, одежда, жильё, время провождения, привычки, традиции, обряды, манеры поведения. Их насчитывается более 70.
Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа её носителей).
Культурная динамика описывается при помощи следующих понятий:
1. Инновация – это создание или признание новых элементов культуры, особенно когда они опираются на нечто уже известное и принятое данной культурой.
Открытие – разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают, что ранее не было известно.
Изобретение - разновидность инновации, создание новых комбинаций уже известных фактов или элементов.
2. Диффузия – проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный «обмен» культурными чертами.
Диффузия предполагает культурный контакт, но культурный контакт не всегда предполагает диффузию. В процессе диффузии культура отбирает некоторые черты, заимствует их, не принимая другие. Это свойство диффузии называется селективностью. Имеются несколько факторов селективности:
а) культура ещё недостаточно развита для того, чтобы воспринимать то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;
б) культура посредством ценностей системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры
в) носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;
г) с точки зрения культуры любые нововведения или данное нововведение способны разрушить существующее положение вещей.
3. Культурный лаг – означает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие.
4. Культурная трансмиссия – процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому, что делают культуру непрерывным феноменом, основанным на преемственности. Культурная трансмиссия как процесс характеризует культуру в целом.
На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация – усвоение индивидом черт и элементов культуры (типа социализации). Аккумуляция – процесс накопления культурной информации, при котором количество отбрасываемых старых знаний меньше, чем количество новых знаний.
К основным типам культуры относятся:
Материальная, духовная, техническая, художественная, нравственная, педагогическая, научная, политическая, элитарная, массовая, классическая, мировая, античная, современная, эпохи возрождения, культура нации, народа, человека, человечества, культура труда, поведения, управления, субкультура, контркультура и другие.
Исходя из этого, определяются основные функции культуры:
· человекотворческая (гуманистическая), культура способствует развитию творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;
· гносеологическая (познавательная), культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
· информационная — культура транслирует социальный опыт, чем обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего, является средством передачи социальной информации;
· коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания, передачу сообщений между индивидами, группами, нациями;
· ценностно-ориентационная, т. е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;
· нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;
· рекреативная - способность культуры восстанавливать духовные силы человека, обновлять его потенциал, делать профилактику духовного состояния, так называемое очищение души;
· функция продуцирования и накопления духовных ценностей, создание пространства духовного богатства. Сохранение общественной памяти человечества;
· преобразование общества, наращивания в нем терпимости, добра, справедливости, нравственности;
· способность переориентации человека, его целей, идеалов, мировоззрения по отношению к природе, т.е. создание культуры экологической деятельности, установление экологической самодостаточности человека.
В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т. е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально- исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.
В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании.
В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.
При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.
В социологии существуют несколько традиционных плоскостей, подходов к анализу культурных явлений.
По субъекту - носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность.
По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.
По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и «ученую» культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами, в ней всегда можно четко установить авторство.
По своему характеру и целевому назначению культура бывает религиозной и светской.
Если говорить о формах культуры, то обычно их различают три:
1) народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными, часто анонимными творцами, авторами (мифы, легенды, сказания, былины, эпосы, предания, сказки, песни, танцы, любительское творчество, фольклор)
2) элитарная культура – культура привилегированной части общества – изящное искусство, классическая музыка и литература, т.е. это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования. Элитарная культура часто обозначает то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушённой частью общества.
3) массовая культура, называемая общедоступной, возникла с развитием средств массовой информации, которые охватывают огромную аудиторию. В результате культурные тексты (не только языковые) доступны одновременно большому числу людей, всем слоям и социальным группам.
В практике также выделяются виды культуры:
1) доминирующая культура – культура, которую разделяют большинство членов того или иного сообщества, аноним контркультуры
2) субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, которые выработаны в какой-либо социальной группе, социальном сообществе и присущи более широкому кругу людей (культура национальности, молодёжных группировок, субкультура пожилых людей, профессиональная и криминальная культура, культура национальных меньшинств). Субкультура отличается от доминирующей культуры (большинства членов общества), отличия касаются языка, взглядов на жизнь, манеры поведения, одежды, обычаев, причёсок и др.)
3) контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого-либо сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является её оппозиционность доминирующей культуре и отрицание господствующих ценностей.