Понятие «Я» уже давно вызывало у маркетологов интерес благодаря своему субъективному компоненту. «Образ Я» людей включает х представления о самих себе, обо всем, чем они являются и всем,содержит примерно 4500 прилагательных, которые описывают поведенческие черты, исходной задачей теоретика черт должно стать сведение их количества к ограниченному и удобному для оперирования числу факторов. Поскольку многие из таких понятий являются фактически синонимами (например, необщительный, обособленный, холодный, скрытный, молчаливый, замкнутый, сдержанный, неразговорчивый, отчужденный и неприветливый), эта задача не так сложна, как может показаться на первый взгляд. В конечном итоге Кеттелл выделил 16 различных факторов, каждый из которых формирует следующий континуум [18]:
■ Общительный........... Необщительный
■ Более интеллектуальный Менее интеллектуальный
■ Эмоционально устойчивый Эмоционально неустойчивый
■ Настойчивый........... Уступчивый
■ Беспечный................ Серьезный
|
|
■ Сознательный.......... Беспринципный
■ Смелый..................... Робкий
■ Мягкосердечный...... Жесткий
■ Подозрительный...... Доверчивый
■ Мечтательный.......... Практичный
■ Хитрый..................... Прямолинейный,,
■ Тревожный............... Безмятежный
■ Радикальный............ Консервативный
■ Самостоятельный.... Конформный
■ Контролирующий себя Импульсивный '
■ Напряженный.......... Расслабленный
Выявление этих шестнадцати факторов дало Кеттеллу возможность
оценивать по ним людей и получать в результате их «личностные профили». Этот личностный тест, известный под названием 16PF, иыне широко используется в целях профессионального отбора и профессиональной ориентации. Впоследствии исследователи, работающие в русле факторно-аналитического подхода, сумели свести исходный перечень Кеттелла всего лишь к пяти факторам [19], приводимым ниже, однако эта классификация не получила такого большого признания, как классификация Кеттелла:
■ Экстраверсия, например:
разговорчивый........... ■;......... молчаливый
Уживчивость, например: .
добродушный........................
Добросовестность, например:
скрупулезный........................ небрежный
тревожный поверхностный |
■ Эмоциональная устойчивость, например:
спокойный.............................
■ Культура, например:
вдумчивый.............................
По мнению Кеттелла, существуют три основных источника информации, характеризующих личность любого конкретного человека: данные о поведении его в повседневной жизни, самооценочные опросники и объективные данные личностных тестов. Данные о поведении человека состоят из оценок по различным факторам со стороны людей, которые хорошо знают исследуемую личность, а объективную информацию можно получить в результате использования личностных тестов, которые мы рассматривали в этой главе. В связи с этим интересно отметить, что Кеттелл, несмотря на свой строго эмпирический и статистический подход, не отрицал влияния на поведение человека бессознательных сил и психоаналитических представлений об Эго и Суперэго.
|
|
Предпринимались многочисленные попытки связать, используя описанный выше опросник, конкретные личностные черты, факторы или типы с конкретными продуктами. Но попытки найти практическое применение этому типу теорий личности оказались не более успешными, чем и в отношении любого другого.
Недавний обзор более чем 300 исследований, в основе которых лежали различные теоретические подходы к изучению личности, показал, что лишь в немногих были получены свидетельства, доказывающие существование связей между специфическими сторонами личности и конкретными продуктами. Результаты остальных оказались «сомнительными или даже лишенными научной ценности» [20]. Это •объясняется рядом причин:
Использовавшиеся методики зачастую представляли собой модификации инструментов, предназначенных для совсем иных, клинических, целей.
Как личностный, так и потребительский выбор, о чем уже говорилось в этой книге, вовлекают сложнейшие психические процессы, 11 попытка свести их к корреляции между каким-либо продуктом
ли брендом и крошечным аспектом личности выглядит буквально карикатурой.
■ Даже если предпринимается попытка охватить личность потребителя в целом, она все равно затронет лишь часть причин, обусловливающих индивидуальное потребительское поведение. Как в жизни потребителя, так и в контексте покупки возникает множество других ситуационных факторов, которые могут оказывать гораздо большее влияние на конечный выбор. Деньги и пространственная близость товара — только два из таких наиболее очевидных факторов.
Личность бренда
Более реалистичным и практичным на этом фоне выглядит использование личностных факторов в маркетинге и понимании поведения потребителей в целях разработки личности бренда. Это способ описания образа бренда на основе связанных с ним ассоциаций, как если бы он был человеком. В самом деле, нельзя ли, например, описать какой-нибудь бренд как «мужественный» или «женственный», «старомодный», «агрессивный» или «элегантный» либо при помощи каких-либо других личностных атрибутов, упоминавшихся в этой главе [21]?
Более интересными, но и более сложными по сравнению с этой широко используемой в маркетинге процедурой выглядят попытки наделить бренд характеристиками завершенной, целостной и уникальной личности, присваивая ему личное имя, например: Dr. Pepper или М. Coffee (в США) и Mr. Bradford ъ\ Mr. Bingley (в Великобритании). Основная цель такого подхода заключается в том, чтобы добиться узнаваемости бренда и, если это возможно, вызвать к нему у потребителей ту же реакцию уважения и симпатия, которую у них мог бы вызывать реальный человек. Как мы уже видели главе 4, многократное предъявление объекта может вызывать у субъекта позитивные чувства по отношению к нему.
Важная часть личности бренда — цвет. Некоторые цвета исторически ассоциируются с определенными характеристиками. Так, в западных странах белый цвет всегда ассоциировался с чистотой и непорочностью, а золотой практически в каждом обществе символизировал богатство и очень часто — царственность и величие. Красный оттенок цветового спектра нередко ассоциируется со страстью и возбуждением и считается «горячим» цветом, в то время как синий — с властью и воспринимается как «холодный».
|
|
Вопросы для обсуждения
\ Если каждая личность уникальна, то тогда почему понятие «личность» стало так широко использоваться в маркетинговых исследованиях потребителей?
2. Каким образом Ид, Эго и Суперэго, по теории Фрейда, могут оказывать влияние на конкретные покупательские решения? Приведите примеры рекламных обращений, апеллирующих к каждой из этих сторон личности.
3. Почему для маркетолога так важно знать, что ощущение «образа Я»имеет тенденцию сохраняться неизменным на протяжении длительных периодов времени?
4. Выберите какой-нибудь продукт, который продвигается на рынке с использованием «образа Я» потребителя. Насколько эффективным будет подобный ход для каждого из четырех образов?
5. В чем заключается привлекательность теории черт личности для маркетологов? Каковы ее недостатки в практическом использовании?
Каким образом личность бренда связана с фундаментальным представлением о человеческой личности
Глава 6
Научение
Введение. Как мы научаемся тому, что покупать?
Когда ребенок приходит в этот мир, оказывается, что он не слишком хорошо экипирован для этого путешествия. По сравнению с детенышами зверей человеческое дитя остается совершенно беспомощным в течение весьма продолжительного времени, и на протяжении нескольких лет его жизнь всецело зависит от взрослых, в отличие, скажем, от цыплят, которые почти сразу после своего рождения начинают свободно передвигаться и искать себе пропитание. Но умения птенца и во взрослом возрасте будут по-прежнему ограничиваться передвижением и нахождением пищи, а человеческое дитя может вырасти в Билли Холидея или Зигмунда Фрейда.
Значительная часть поведения животных запрограммирована заранее или инстинктивна, однако мы можем видеть, что по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице животного мира значение инстинктов снижается, и это особенно заметно на примере человека, у которого вообще, по-видимому, нет инстинктов. Вместо инстинктов у нас развита способность к научению. Действие научения нагляднее всего проявляется в поведении маленьких детей, перед которыми простирается новый мир, ждущий своего открытия. И дети, осваивая свое окружение, социализируются в человеческом обществе, обучаются правильному поведению (мы рассмотрим этот процесс в главах 8 и 9).
|
|
В процессе социализации дети должны научиться принятым среди людей способам передвижения, разговора, приема пищи, выведения из организма отходов, мышления, — и это лишь небольшая часть наиболее очевидных форм поведения. Они также должны научиться:
Говоря, что научение — относительно постоянный процесс, мы подразумеваем, что его результаты не связаны с воздействием таких преходящих ситуаций, как, например, прием лекарств и алкоголя или сильной усталости, каждая из которых способна серьезно влиять на поведение человека лишь на протяжении ограниченного периода времени. Когда мы говорим, что научение — это результат прошлого опыта, мы исключаем тем самым изменения, которые сопровождают физиологические процессы развития и созревания. И мы, конечно, также исключаем отсюда любые изменения, которые могут возникать вследствие травм головного мозга или каких-либо иных физических повреждений.
Что такое научение?
Два других ключевых термина в нашем определении научения — поведение и знания — отражают области интересов двух основных «Школ», или направлений в исследовании научения — поведенческой и когнитивной. Из-за практических трудностей, возникающих в исследованиях процессов научения с участием людей, большая часть экспериментов в рамках этих двух школ проводилась на животных, Скольку это те же самые процессы, которые часто наблюдаются в научении человека.
Поведенческий подход
Поведенческий подход к научению ведет свое происхождение от одной из двух наиболее влиятельных общих теорий психологии — бихевиоризма. Другая основная теория, с которой мы уже встречались в этой книге, — конечно же, психоанализ. Пожалуй, невозможно найти две другие теории, которые бы столь по-разному рассматривали психологию. Бихевиоризм основал в начале XX в. Дж. Б. Уотсон [1], описавший его следующим образом: «С точки зрения бихевиориста, психология является исключительно объективной областью естествознания. Ее теоретическая цель — предсказание и контроль поведения».
Уотсон, в отличие от Фрейда, не верил в существование бессознательной сферы психики. Но точно так же он не верил и в существование сознательной сферы психики, а также любой другой психической сферы. Он утверждал, что в области психического не существует ничего, что можно было бы изучать, за исключением наблюдаемого физического поведения. Другими словами, Уотсон был убежденным сторонником точки зрения, что в психологии можно изучить лишь то, что ты видишь, а то, чего ты не видишь и не можешь изучить, не существует. Экспериментатор предлагал стимул, регистрировал ответную реакцию субъекта и не интересовался тем, что происходило между тем и другим.
Павлов и классическое обусловливание
Вопрос о том, что происходит между стимулом и реакцией, тем не менее очень интересовал Ивана Павлова. Павлов не был психологом, он был выдающимся физиологом, получившим в 1904 г. Нобелевскую премию за свои работы по физиологии пищеварения. Но в ходе исследований пищеварительной системы, проводившихся на собаках, он обнаружил действие процесса, который имел явное психологическое происхождение.
Павлову было хорошо известно, что, когда собак кормят, начинают функционировать их пищеварительные железы, в результате чего у них выделяется слюна. Он обратил внимание на то, что собаки в его лаборатории начинали выделять слюну до начала кормления, практически сразу после того, как узнавали человека, пришедшего их покормить. Это заинтересовало Павлова, и он провел ряд оригинальных экспериментов, направленных на выяснение того, что же происходит на самом деле [2].
Выделение собакой слюны, когда она получает пищу, является автоматической, врожденной реакцией. Она не зависит от любых других наличных условий, и по этой причине как стимул, которым служит предъявляемая собаке пища, так и реагирование на него собакой путем выделения слюны оказываются безусловными — безусловным стимулом (БС) и безусловной реакцией (БР). Выделение собакой слюны, когда она просто видит пищу или кого-то, кто ее приносит, не является врожденной реакцией, поскольку она привязана к определенному условию. Это условие состоит следующем: собака способна связать то, что она видит в настоящий момент, с тем, что она ела ранее; т. е. она может опознать это как пищу. В тот момент, когда собака распознает пищу, ее мозг посылает пищеварительной системе сообщение, и она начинает выделять слюну. Таким образом, стимул, которым служит вид пищи (или принесший ее человек), и реакция слюноотделения являются обусловленными — условным стимулом (УС) и условной реакцией (УР).
Павлов хотел выяснить, какие виды условных стимулов могут вызвать условную реакцию слюноотделения. Начав с простого показа животному пищи и добившись на нее реакции слюноотделения, он перешел к использованию других условных стимулов, таких как колокольчики, звонки, метрономы и световые сигналы, и обнаружил, что любой из них способен вызывать условную реакцию и заставлять собаку выделять слюну. Экспериментальная процедура, которая им использовалась, получила название классического обусловливания.
1. Пища (БС) вызывает слюноотделение (БР).
2. Звук колокольчика (УС) сам по себе не вызывает никакой реакции.
3. Звук колокольчика (УС), за которым следует предъявление пищи (БС), вызывает слюноотделение (БР).
4. После того, как этот процесс повторяется столько раз, сколько это оказывается необходимым, для того чтобы собака могла связать колокольчик (УС) с пищей (БС), она будет выделять слюну уже при одном звуке колокольчика (УС).
С этого момента слюноотделение животного вызывается не без условным стимулом, которым служит предъявляемая пища, она обусловливается звуком колокольчика. Таким образом, колокольчик (УС) начинает вызывать слюноотделение (УР) с тем же успехом, как ранее пища (БС) вызывала слюноотделение (БР).Другими словами, животное научили выделять слюну на звук колокольчика.
Ж. Б. Уотсон, восхищенный работами Павлова, положил их в основу своей теории бихевиоризма, поскольку они предлагали четкий и объективный подход к пониманию того, почему данный стимул вызывает данную реакцию (без вовлечения в разговоры о психических процессах или сознании). Более того, метод классического обусловливания можно было использовать в целях изменения чьего-либо поведения в желательном направлении — и впрямь волнующая перспектива для человека, которому вскоре пришлось покинуть научный мир и сделать успешную карьеру в области рекламной деятельности в у. Walter Thompson Company [3].
Приложения в области поведения потребителей
Бихевиористы указывают, что очень многое в человеческом поведении также может объясняться простым обусловливанием. Так, например, если вы обычно ужинаете в то время, когда кто-то из домашних смотрит сериал, достаточно будет первых звуков мелодии, с которой он начинается, чтобы у вас началось выделение желудочного сока, — подобно собакам Павлова! А если вы услышите эту мелодию в другое время и в другом месте, ваш рот наполнится слюной, даже если еще не настал час приема пищи.
И действительно, большая часть потребительской рекламы основана на механизме формирования связей между условным и безусловным стимулами. Цель состоит в том, чтобы связать некий продукт (УС)
В одном из лабораторных исследований было показано, каким образом выбор человеком авторучки определенного цвета может обусловливаться звучащей в рекламе музыкой. Испытуемым предъявлялись две мелодии, одна из которых им нравилась, а другая — нет. В рекламном ролике, сопровождавшемся музыкой, обыгрывалось использование либо бежевой, либо голубой ручки (оба этих цвета оценивались ранее как «нейтральные»). Испытуемым ничего не говорили о цвете авторучек — им просто объясняли, что рекламное агентство ищет для рекламного ролика подходящую музыку.
По окончании эксперимента участвовавшим в нем студентам предложили взять в подарок ручку одного из двух цветов. Обнаружилось, чего гораздо чаще предпочитался цвет авторучки из ролика, в котором звучала приятная музыка, в том же случае, когда проигрывался не нравившийся музыкальный отрывок, — цвет авторучки, который "е фигурировал в ролике [4]. Тем не менее важно помнить, что люди обычно смотрят рекламу не в лабораторных условиях и поэтому на Их реакцию в привычных обстоятельствах может влиять множество других факторов.
Выше мы описали лишь наиболее простую схему того, что впоследствии превратилось в достаточно сложную в техническом отношении процедуру; однако прежде чем завершить разговор о классическом обусловливаниии, мы должны уделить еще немного внимания двум основным его свойствам: генерализации и дискриминации стимула.
Генерализация стимула была обнаружена Павловым, когда он сиетематически изменял различные факторы в ходе процедуры обусловливания. Он заметил, что собаки начинают выделять желудочный сок не только на звук того колокольчика или звонка, которые он обычно использовал, но и на звук любого другого колокольчика или звонка со сходным звучанием. У животных наблюдалось генерализация, или перенос реакции с исходного условного стимула на более широкий спектр стимулов с похожим звучанием.
С нами происходит нечто похожее, когда мы благосклонно посматриваем на некоторые из 56 видов продукции фирмы Heinz, поскольку в детстве нам так нравилась производимая ею печеная фасоль. Несомненно, что этот фактор во многом влияет на расширение компаниями своих продуктовых линий. Очевидно, что гораздо дешевле рас ширить уже существующую удачную линию продуктов, нежели производить совершенно новый продукт, и поэтому около 80% всех новых товаров, появляющихся ежегодно на американском рынке, представляют собой расширения бренда или продукта [5].
Эффект генерализации стимула объясняет также, почему на рынке существует такое большое количество товаров тина «и я тоже» (те too{), которые оказывают негативное воздействие на объемы продаж лидирующего бренда. И наоборот, за успешным лицензированием названий торговых марок и брендов компаний, от Walt Disney до Man -chester United, также стоят психологические процессы. Названия компаний зачастую ревностно охраняются. Именно поэтому McDonald's возбудила судебные иски против McTravel и McSleep из-за похожести их названий. Интересно, что делать в такой ситуации людям с фамилией McDonald?
Дискриминация стимула представляет собой противоположным эффект. Павлов продемонстрировал, что собаку можно обучить не генерализовывать реакцию на любой другой стимул. Он показал, что животное можно натренировать так, чтобы оно отличало исходный условный стимул от любого другого стимула. Он просто вознаграждал животное нишей, если оно выделяло слюну в ответ на конкретый звук, и не вознаграждал,
Дискриминация стимула обладает противоположным эффектом и в маркетинге. В то время как имитаторы продукции известных фирм проверяют потенциальных потребителей к генерализации своих реакций на их товар компании-лидеры — или любые другие фирмы, защищающие уникальность своей продукции — поощряют их к дискриминации. Отсюда возникают проблемы, с которыми столкнулись и Campari, и Cinzano drinks, Goodrich и Goodyear tyres, и даже The Bank of Scotland и The Royal Bank of Scotland.
В действительности владелец зарегистрированной торговой марки может потерять право на свою собственность, и тогда она станет общественным достоянием, если в суде решат, что она более не связана со специфической компанией (перестала быть дискриминирующей) и стала общей (генерализованной)- Такая судьба постигла за последние годы многие товары, включая аспирин, кукурузные хлопья, линолеум и термосы.