Понятие «Я», которое попадает в границы фрейдовского термина «Эго», широко используется теоретиками личности в качестве основного строительного блока личности. Оно играет важную роль в понимании того, каким образом возникает наше ощущение себя как отдельных личностей.
Мы не рождаемся на свет с ощущением «Я», с пониманием того, кто мы и что мы; оно начинает формироваться в детстве и юности и продолжает изменяться, правда, уже гораздо медленнее, на протяжении всей последующей жизни. По мере того как ребенок становится взрослым, его представление о самом себе оказывается наиболее важным из всего того, что он когда-либо сформирует в своей последующей жизни. Сквозной нитью через этот процесс проходит вопрос о том, каким образом он воспринимает мир и живущих в нем людей.
Понятие «Я» формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. С момента рождения ребенка окружающие реагируют на его поведение, а ребенок, в свою очередь, реагирует в ответ. С первых дней жизни дети получают от других людей обратную связь в отношении себя; они узнают, как другие к ним относятся, какое влияние на них оказывает их поведение [13]. Б основе «образа Я» лежит физическое тело, и этот факт будет играть важнейшую роль на всем протяжении дальнейшей жизни.
|
|
Поначалу новорожденные испытывают трудности с определением того, где «заканчиваются» они и где начинается окружающий мир. Постепенно они начинают все больше осознавать свое собственное тело и примерно в возрасте 10-12 месяцев отделяют «Я» от «не-Я».
( |
В течение первых лет жизни дети пристально изучают свое собственное тело, наблюдая за тем, что оно собой представляет и выясняя, что оно может делать. По мере развития различных групп мышц они получают удовольствие от их использования, добиваясь все больших и больших успехов в овладении собой и познании окружающего мира.
Примерно к третьему году жизни у ребенка появляется самосознание. Он начинает думать о самом себе как об отдельном объекте, однако его представление о себе как о человеке остается пока еще очень неустойчивым. Например, они испытывают затруднения с отделением процессов, происходящих внутри них, от тех, что происходят в окружающем мире. Ребенку кажется, что действие его снов разворачивается прямо «в комнате» или «возле кровати».
Когда дети учатся говорить, они также сталкиваются с большими трудностями в употреблении личных местоимений. Дети начинают использовать слово «я» применительно к себе в возрасте 2-3 лет, но они используют его непоследовательно. Они слышат, как люди разговаривают об объектах, называя их «стол», «собака» и «мяч», и очень быстро выучиваются правильно использовать эти понятия. Они также слышат, как люди обращаются к ним, называя их либо «ты», либо по имени Джордж/Джорджи на, и поэтому также могут отнести это к себе в обоих случаях. И в то же самое время они узнают, что люди выражают свои желания и намерения, используя слово «я», и пытаются тоже употреблять его.
|
|
Вся эта ранняя исследовательская деятельность происходит обычно в социальном контексте, формирующемся семьей, особенно мате-
jq в общении с которой по большей части и разворачивается эта деятельность. То, какие чувства испытывают другие люди по отношению к ребенку и каким образом они выражают эти чувства, может оказывать решающее влияние на его развитие. Если дети ощущают безопасность и любовь со стороны родителей, если их поощряют исследовать самих себя и окружающий мир, то они получают надежную стартовую основу для своего дальнейшего развития. Если же этого не происходит, их интеллектуальное и эмоциональное развитие может пострадать.
По мере расширения горизонтов восприятия ребенка, которое возникает с развитием речи, начинает формироваться все более и более детализированный «образ Я». Как и на любой другой жизненной стадии, «образ Я» — продукт взаимодействия между ребенком и окружающими его людьми. Однако если взрослый человек имеет возможность переистолковывать суждения других людей или искать другие суждения, то у маленького ребенка нет иной альтернативы, кроме веры в то, что говорят о нем его родители. Если родители говорят, что он недостоин любви, подобное сообщение может впоследствии превратиться в его суждение о самом себе. Тогда родителям не следует удивляться тому, что поведение ребенка не вызывает их симпатии. К концу подросткового возраста общие контуры нашего понятия «Я» оказываются сформированными и центральными вопросами в отношении нашего «образа Я», на которые мы ищем ответы, становятся вопросы о том, нравимся мы сами себе или нет и высоко или низко мы себя оцениваем. В известном смысле наше понятие «Я» никогда не оказывается полностью или бесповоротно сформированным, и поэтому наша самооценка может повышаться или понижаться в зависимости от различных социальных факторов. Так, давно известно, что если к каким-либо членам группы другие ее члены станут нарочно относиться как к популярным и привлекательным, то через некоторое время первые действительно начинают чувствовать себя таковыми и вести себя соответствующим образом, причем когда это происходит, группа сама начинает также верить, что эти люди действительно популярны и привлекательны [14].