double arrow

Теория разделения властей Д.Локка

 

Локк обосновывает необходимость гос.власти над людьми с помощью теории общественного договора. В естественном состоянии каждый человек обладает исполнительной властью и подчиняется только законам природы (разума). Но в естественном состоянии люди беззащитны перед нарушениями законов природы и, чтобы предотвратить такие нарушения, они заключают общественный договор. В рез-те общ.договора появляется государство, кот.дает людям необходимую защиту и гарантии против нарушения их естественных прав на свободу, равенство и собственность. Люди передают свое право исполнительной власти гос-м органам(суду) и т.о. переходят из подчинения законам природы в подчинение гос.законам. Локк обосновывает общ.договор на основе трудовой теории собственности, для него собственность явля-ся основным показателем совершенноления и гражданского равноправия индивида.Собственность позволяет различать виды власти.С 1 стороны, он признает естественное право чел-ка на частную собственность, но, с другой, признает право общества на ограничение этого права ради сохранения гражданского мира и порядка. Локк выводит первый естественный закон, это сохранение общества и вытекающие из него первый позитивный закон-это установление в этом обществе законодательной власти в форме народного собрания(парламента).Законы отличаются от произвольных указов правителей своими целями:законы долж соответствовать общественному, а не личному благу. Локк впервые вводит в историю политико-правовой мысли принцип разделения властей как основной принцип организации представительской демократии и как конституционный механизм обеспечения народного суверенитета, законности и прав человека. Кроме того, он отличает политич.власть от тиранической, кот.обладает таким объемом власти, на кот.никто не имеет право и основана не на справедливости управления, а на личной воле, честолюбии и выгоде тирана.Только законодательная власть может вводить законы, относящиеся к сфере естественных прав граждан и в первую очередь касающиеся частной собственности.Только законодат.власть имеет право изымать часть этой собственности в виде налогов, но при условии, что это не приведет к разорению граждан.Частн.собственность не прикосновенна и, следовательно, налоги гос-во может вводить только с согласия тех, кто их платит. В отл. от законодательной исполнит.власть, действующая в области внутренней политики и федеративная власть, действующая в области внешней политики, является министериальными, т.е. должны действовать постоянно условиями министров-чиновников.Последние должны обладать доверительными полномочиями, т.е. правом на самостоятельность в неопределенных обстоятельствах свой деятельность.при этом во всех своих действиях они подотчетны законодательной власти.

Локк выдел. В качестве самостоят.ветви власти федеративную власть, т.к. в межгосударственных отношениях невозможно заключить общественный договор и ограничить естественное состояние хаоса какими-то правилами. По мнению Локка федератив.власть должна действовать, ориентируясь не столько на законы, сколько на «мудрость правителей». Локк впервые предлагает использовать систему «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях ветвей власти. Исполнит.власть имеет право роспуска законодательной и её перевыборов, если считает, что действия власти больше не соответствуют общественному благу и она начинает войну с собственным народом. В свою очередь законодательная власть по этим же причинам может отправить правительство, т.е исполнит.власть в отставку. Локк еще не выделяет судеб.власть в качестве самостоятельной, хотя уже подчеркивает самостоятельность и её функции.Именно суд должен определять соответствие или не соответствие принимаемых парламентом законов ествественному праву и общественному благу.Локк отстаивает право народа на революцию, т.е. на насильственное восстановление своего естественного права на учреждение законодательной власти и на изменение формы государства.Во-первых Локк считает что благо народа-есть высший закон, а во-вторых он полагает, что принцип справедливости пропорционального представительства народа в гос.органах важнее формы обеспечения это принципа. Крайним вариантом революции является казнь короля по воле народа, которую реализует парламент. В этом случае король выступает не в роли государя, а становится рядовым гражданином, вступившим в войну с остальными гражданами и тоем самым нарушившим первый естественный закон. Особенностью, повышающей гибкость действий исполнительной власти является использование прерогатив-прав чиновников на действия, не предусмотренные законом, но преследующие цели достижения общественного блага.Действия на основе прерогатив имеют преимущество оперативности, но угрожают злоупотреблениями должностных лиц ради достижения личного блага.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: