Просвещенный абсолютизм» Вольтера

 

Рационалистический деизм Вольтера позволяет ему создать концепцию «просвещенного абсолютизма» как идеальную модель гос-ва «короля-философа», окруженного советниками-философами и управляющего на основе законов разума и справедливости для блага своих подданных. В. видит в философах представителей верховного разума на земле, кот.способны постичь его законы и ввести их в реальную жизнь людей. Он разделяет интеллектульную и политич.элиту.Интеллектуальная элита-«философы» создает идеальный план гос.управления, а политическая-«монархи» воплощает этот план в жизнь с поправками, учитывающими реальные условия.Наиболее оптимальной формой такого просвещенного абсолютизма В.считал британскую конституционную монархию.Вольтер видит в британской модели разделения властей идеальный вариант, кот.позволяет народу участвовать в гос.управлении законным путем без смут и революций.Брит.парламент явл-ся посредническим органом, защищающим интересы нации перед королем. В брит.парламенте заседает аристократия, но в отл от французской она не подчинена сюзерену и не имеет вассалов, следовательно она не угодничает перед королем, превращая его в деспота и не паразитирует на теле нации.Суть просвещенности британской монархии закл-ся в её веротерпимости.Вольтер видит преимущество протестантизма по сравнению с католичеством в моральной чистоте и образованности духовенства.Протестантские пасторы в отличие от католических получ.свои приходы не по наследству, а избираются прихожанами.В.вошел в историю миров.культуры как 1 из наиб.ярких критиков религиоз.фанатизма и невежества.В.впервые начинает рациональную критику священного писания, рассматривая его не как божеств.откровение, а как историч.источник, как сборник мифов, содержащий массу противоречий и нелепостей.Бог ветхого завета для него-это злобный и мстительный тиран, обрушивающий на людей самые разнообразные страдания и невзгоды.В.рассматрив.религию с функционал.точки зрения, как средство нравственного воспитания народ.низов, кот.в отл от интеллектуальной элиты не способны постичь законы творения и развития мира и следовать им на основании внутренних моральных качеств.Для народа религия явл-ся необходимым внешним сдерживающим началом.Он считает, что движущая сила человеч.поведения это интерес.Чел-к наделен свободой воли и разумом, кот.направляет волю чел-ка к тому, чтобы следовать обществ.пользе.Политико-правовая концепция В.стала квинтэссенцией Возрождения, заложила основы рационального осмысления общественных проблем и создани программы эволюц.развития под руководством элиты без народных мятежей, революций и гражданских войн.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: