Классификация форм государства Ш.-Л. Монтескье

 

М.понимает возникновение гос-ва как общественный договор. М. ввел в политическую правовую мысль пр-п географического детерминизма, как целостную и самостоятельную методологическую парадигму.Он создает комплексный перечень природно-географических и соц-культурных факторов, влияющих на формирование и функционирование гос.власти. М.впервые начинает осмысление различия государственности в цивилизациях запада и востока, кот.он определяет как север и юг. Он счит, что холод.климат севера воспитывает в людях привычку к постоянному движению и физич.напряжению, а это формирует такие черты хар-ра как мужество, уверенность в себе, чувство превосходства над природой и соседями.Сев.климат воспит.в людях индивидуализм, что делает их способными жить в условиях демократии.Жаркий климат юга напротив воспит.коллективизм. Он рождает в людях привычку к физич.расслабленности и такие черты хар-ра как робость, неуверенность в себе, стремление не к труду, а к наслаждениям, чрезмерную страстность.У жителей юж.стран сниж-ся уровень активности и любопытства к окруж.миру, вслед за кот.следует снижение уровня морали, зато растет уровень коварства, лицемерия и жестокости.Монтескье ставит в зависимость характер и форму государства от размера его территории. Он счит, что для малых гос-в характерна демократия,если превышают свои пределы-либо превращ в тиранию, либо разрушаются; для сред-монархия, для больших-деспотия.Азия(Индия и Китай)-империи.Принципиальное отличие монархии от империи М. видит в том, что монарх гарантирует безопасность окраин своевременной переброской войск.Это позвол.создать ему на окраинах укрепленные крепости с гарнизовами, мятежа кот.он не боится.В империи большие расстояния не дают такой возможности и поэтому император или сознательно опустошает окраины, или подкупает население окраин, выстраивая гос-во в форме «кольца». М.вводит и другую типологию форм гос-ва, различая их на основании внутреннего устройства как республику, монархию и деспотию.По его мнению духом законов республики явл-ся добродетель, монархии-честь, а деспотии-страх. В республике верховная власть принадлежит народу, если это демократия, или его части, если это аристократия.М.счит, что в демокр.голосование д.б.открытым, чтобы страсти народа можно было сдерживать авторитетом верхов.В аристократии голосование д.б.тайным, чтобы сдерживать честолюбие аристократов.В демократии М.не допускает чрезвычайную власть 1 чел-ка, т.к. такого демократич.диктатора в отл от монарха нельзя будет сдерживать законом.Укрупнение демокр-в форме федерации.Федер может быть стабильной только при однородности и равноправии её частей.В конституц.монархии монарх управляет с помощью правительства и двухпалатного парл-та, в кот.нижняя палата явл-ся выборной и связывающей посредством выборов монарха и нацию, а верхняя состоит из наследственной титулованной аристократии и играет стабилизир-ю роль, пресекая деят-ть короля и нижней палаты.Духом законов и движущей силой деспотии является страх. Деспот стремится держать свой народ в невежестве, он не нуждается в его добродетели и для него опасна его честь.Деспот не может управлять гос-м в одиночестве, он создает штат помощников(визирей), кот.так же в отл от аристократии действуют на основании страха, а не чести.


Теория разделения властей Ш.-Л. Монтескье.

 

М.счит, что именно разделение властей обеспечивает в государстве сохранение политической свободы как действий, направленных на достижение того, что “должно хотеть» в рамках законов.М.различ. свободу по отношению к гос.устройству, кот.выражается в самом разделении властей и свободу по отношению к гражданину, кот.выраж-ся в правовых гарантиях его безопасности, в подчинении закону, а не воле другого человека.М.впервые вводит в политико-правовую теорию классическое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и различает их по принципам устройства и функционирования в едином гос.мех-ме.Мыслитель исходит из того, что наличие власти у человека рождает у него естественное стремение к злоупотреблениям, поэтому необходимо взаимное сдерживание различных ветвей власти.М. определ.законодательную власть как лицо или учреждение, кот.создает, ликвидирует или исправляет постоянные или временные законы.Он различает исполнительную власть в международном и в гражданском праве.Функции первой-в обеспечении внутреннего правопорядка, в управлении гос-м и обществом, во внеш.политике-в обмене послами, в объявлении войны и заключении мира.Функции 2-ой закл-ся в регулировании споров между гражданами и в наказании преступников.М.различает след.виды злоупотребления властью:соединение законодат и исполнит власти приводит к тирании законодательства, т.е.к принятию законов не учитывающих интересы общества;соединение законодат и судеб власти-произвол в исполнении законов;судеб+исполнительная вл-угнетение граждан;соед.всех ветвей власти-деспотия.М.считает, что законодат.власть должна представлять интересы граждан, но не допускать их непосредственнно к гос.управлению.Преимущ.исполнит.вл закл-ся в её оперативности и компетентности и поэтому только её долж подчиняться силовые структуры.Исполнит вл долж действовать в перерывах м/д парламентскими сессиями и следовательно должна иметь определ-ю степень свободы действий.По мнению М. от деспотичности исполнит.власть будет сдерживаться не столько законодат.властью, сколько собственной природой.Доп.гарантом против подобного деспотизма явл-ся судеб.власть.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: