Влияние развития и социализации

Введение. Как наше психологическое развитие влияет на наше потребительское поведение?

Когда в главе 8 рассматривалось влияние семьи, была подчеркну­та роль процесса социализации, т. е. вхождения ребенка в общество, что в известном смысле противостоит его существованию как инди­вида. Из сказанного понятно, что сложный и важный эмоциональ­ный мир семьи оказывает общее, но при этом весьма существенное влияние на то, каким членом общества становится ребенок, и опреде­ляет его базовую ориентацию в окружающем мире. Часть этого про­цесса — научение потребительскому поведению, которое происходит в процессе совместных походов в магазины со своими родителями, последние становятся для него ролевыми моделями.

В этой главе мы рассмотрим процесс социализации более подроб­но- В первую очередь нас будет интересовать процесс индивидуаль­ного развития — как умственного, так и эмоционального — детей и подростков в связи с влиянием различных социальных факторов, с ко­торыми дети сталкиваются по мере взросления. Наша цель состоит в том, чтобы понять социализацию потребителя, и мы попытаемся Достичь ее, обратившись к рассмотрению процессов созревания: раз­витию экономических понятий и психологии денег.

Созревание

Как психологический термин созревание обычно определяете! приблизительно так: это процессы роста и развития, общие для все представителей биологического вида и проявляющиеся независимо от индивидуальных наследственных факторов или окружения [ 11. Бла­годаря этим процессам все человеческие существа приобретают спо­собность ходить, говорить и мыслить — независимо от того, кто их родители, где они живут и сколько у них денег. Поэтому данные аспекты человеческого существования следует отличать от генешческих признаков (таких, как цвет глаз или кожи) или тех, которые обусловлены окружением (например, на каком из существующих в мире языков говорят там, где живет ребенок).

Способности, возникающие в процессе созревания, будут проявляться у растущего ребенка в соответствии с врожденным биологи­ческим расписанием. До тех пор пока у детей не созрела способность ходить или говорить, любые попытки родителей стимулировать и к этому не приведут к желаемым результатам. Детскому мозгу необходимо достигнуть того уровня развития, когда подобные виды активности окажутся неврологически возможными. Лишь после этого родительские усилия начнут приносить пользу в деле приобретений и совершенствования таких навыков.

Стадии развития

Та же самая логика сохраняет свою силу и в отношении способности к мышлению, которая нас интересует прежде всего. Существует представленный процесс созревания, через который должен пройти ребенок, чтобы приобрести умственные способности взрос­лых людей. По мере роста и развития мозга у ребенка постепенно осиливается и усложняется способность к мышлению и рассуждению. В связи с этим великий швейцарский психолог Жан Пиаже выделил четыре различные стадии развития в мышлении ребенка. В психоло­гии термин «стадия» принято использовать при описании «процесса развития, состоящего из закономерных, последовательных и прогрес­сирующих ступеней, каждая из которых опирается на достижения, яв­ляющиеся результатом прохождения всех предыдущих ступеней» [2]. Чтобы приобрести мышление взрослого человека, каждому ребенку необходимо овладеть одним и тем же набором мыслительных спо­собностей, в одной и той же последовательности и приблизительно в одном и том же возрасте. Каждая новая стадия развития не только включает все предыдущее научение, но и преобразовывает его, в ре­зультате чего один и тот же мир воспринимается по-разному на раз­личных стадиях. Понимание того, как осуществляется данный про­цесс, считается неоценимым вкладом Пиаже в психологию.

В начале своего творческого пути (начало XX в.) Пиаже работал в Париже, где он проводил интеллектуальные тесты со школьниками. Для способного человека, щедро одаренного воображением, такая работа казалась скучной и однообразной, до тех пор пока его внимание не привлекло одно любопытное обстоятельство. Когда дети давали Неверные ответы на вопросы предлагавшегося им теста, они делали это совершенно определенным образом. Это не было связано с их ин­дивидуальными различиями в количестве неправильных ответов. Казалось, что все дети одного и того же возраста имели тенденцию давать те же самые вопросы одинакового типа неправильные ответы. Путем несложного систематического экспериментирования Пиаже от показать, что дети воспринимают мир не так, как это делают.Характер восприятия мира ребенком — будь то мальчик или девочка — довольно существенно отличается от его восприятия взрослыми людьми. Эти два мира до их открытия Пиаже не могли передать свое восприятие (например, при помощи слов), которые были бы по-bi взрослым, а сами взрослые, живущие в своем собственном мире «взрослого» восприятия, уже не способны были воспринимать  так же, как в детстве.

Главное открытие Пиаже заключалось в том, что он не принял данность идентичность мировосприятия детей и взрослых. Вместо этого, используя в качестве руководящих ориентиров неправильна ответы детей на вопросы теста, он расспрашивал их о том, как оци представляют себе то, о чем их спросили, и получал самые удцщ,. тельные результаты. Например, взрослые знают, что если две невы­сокие и широкие банки содержат одинаковый объем жидкости и содержимое одной из них перелить в высокую узкую банку, то коли­чество жидкости не изменится Семилетний ребенок разберется в этом и даст правильный ответ. Однако в четыре года дети независимо от уровня своего интеллекту­ального развития ответят, что узкая банка содержит больше воды потому что она выше, или меньше — поскольку она уже. И вы никак не докажете им, что количество воды не изменилось, даже после того как они перельют ее сами. Их интеллектуальный инструментарий просто не созрел до того уровня, когда они смогут понять лежащий в основе этого явления механизм — принцип сохранения.

Семилетний ребенок интуитивно понимает этот принцип. Он даже может удивиться, почему у него спрашивают о таких простых вещах. Возможно, он приобрел это понимание всего нескольких месяцев назад, однако теперь он уже не может представить мир иначе. Таким образом, становится очевидным, что в возрасте между четырьмя и семью годами в восприятии окружающего мира пропев дят важные изменения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: