На ранних стадиях развития мир ребенка сконцентрирован вокруг него самого. Он знает, каков мир для него, однако не может предста-8ить, как его видят другие люди. Пиаже назвал такое видение мира 3?Щептричпьш. Для пятилетнего ребенка, например, «иностранцем» Всегда оказывается кто-нибудь другой, но никогда он сам.
По мерс своего развития дети приобретают способность «децеп-Фироваться» и ставить себя на место какого-либо другого человека. Ни учатся играть определенные роли и по правилам, даже если сожаление этих правил может приводить их к проигрышу.
Различия важнее сходства
Хотя Пиаже и не очень интересовался приложениями к области образования, они, несомненно, заслуживают более шцр0 кого применения. Один из самых простых и вместе с тем поразительных выводов, вытекающих из его работ, связан с тем, что дети с гораздо большей легкостью воспринимают различия между людьми и вещами, нежели находят в них сходство. Вопросы на тему различий и сходств входят в такой распространенный тест интеллекта, как тест Стэнфорд-Бине. Отвечая на них, шестилетние дети, как правило, могут сказать, например, что летом жарко, а зимой холодно, однако потребуется еще несколько лет, прежде чем они смогут сказать, что и лето и зима — это времена года.
Способность отмечать сходства так же, как и различия, — сложная интеллектуальная задача даже для взрослых и, по-видимому, предполагает наличие гораздо более сложных когнитивных способностей, чем при выявлении простых различий. Поэтому научаться и обучать нахождению различий легче, чем нахождению сходств, и это отражается в программах учебных предметов в системе любого школьного обучения. Различия в одежде, этикете, языке, обычаях, поведении и внешности лежат на поверхности и нередко подчеркиваются различными социальными институтами, с которыми имеет дело ребенок (например, семья, школа, церковь или спортивная команда). Общие же черты необходимо выискивать, и даже если ребенок обладает достаточным уровнем интеллектуальных способностей, чтобы овладеть такими понятиями, за это он практически не получает каких-либо вознаграждений.
Язык и культура
В этой главе мы уже упоминали, что мысли выражают при помощи языка. Тем не менее это лишь один из аспектов теснейшего взаимодействия между мышлением и языком. Дети развивают свои интеллектуальные способности, используя символы и понятия языка-на котором говорят окружающие его люди. Они учатся одному набору символов и понятий, если вокруг них говорят на языке навах0» и совсем другому, если слышат английскую речь.
В языке отражаются те особенности, что важны для конкретного народа, который на этом языке говорит. Например, для англоязычного населения огромную ценность представляет время. Здесь«летит». А у тех, кто говорит по-испански, оно «идет». Мы окружены часами, постоянно делим время на отрезки — часы, минуты. Нам нужно знать, когда отходит поезд, начинается урок или С к'анч;шается телепеРеДача- Обычно нам известно, какой сегодня день если, и уж конечно, когда у нас должен быть отпуск, — на прошлой неделе или в следующем месяце. Только представьте, с какими неудобствами мы бы столкнулись, если бы в нашем языке не было самостоятельных слов для прошлого и будущего.
Д между тем именно так и обстоит дело в африканском языке шамбала. Можно с уверенностью сказать, что говорящим на нем людям нечасто приходится опаздывать на поезд. В их жизни время играет совсем другу10 роль. Они воспринимают время и думают о нем по-другому. Если они не владеют другими языками, кроме своего, то никогда не поймут, каково жить в такой культуре, как наша. Язык, на котором они говорят, влияет на их восприятие и осмысление мира. Так, мышление и культура, отраженные в языке, в свою очередь, также формируются самим этим языком.
Далее мы более подробно рассмотрим воздействие языка на потребителя (глава 12) и его использование в рекламе (глава 14). Сейчас же только отметим, что подбор слов важен в любом контексте; редко бывает, когда он не имеет значения, но часто песет еще и эмоциональную нагрузку. Например, дебаты на тему абортов ведут между собой люди, считающие, что данное медицинское вмешательство должно быть доступно каждой женщине, и их противники. Сторонники этих двух точек зрения формулируют свои мнения либо как ^свободу выбора», либо как «право на жизнь». Вероятно, такой пример покажется излишне нарочитым, однако он может оказывать определенное воздействие на потребителя. Как ваши дети будут относиться к машинам и к загрязнению воздуха, когда они вырастут, если вытопные массы автомобильного двигателя именовать «газами»?
Манипуляции с формулировками, к которым прибегают специалисты по маркетингу, так разнообразны, что стали не только неотъ-емлемой частью нашей социализации, но даже, по-видимому, нами Не осознаются. Благодаря табл. 9.1 вы вспомните несколько примеров.
Развитие экономических понятий
Понимание специфики экономических понятий приходит к ребенку посредством прохождения тех же стадий, что и в случае обнято когнитивного и умственного развития. Однако, в отличие от умственных способностей, которые исследовал Пиаже, специфические экономические понятия (например, цены, зарплата, прибыль или убытки, инвестиции, накопления или кредит) изучены достаточно подробно.
Вот очевидный пример. Еще совсем недавно такие понятия, как прибыль, инвестиции, кредит, арендная плата, были совершенно известны детям коммунистических стран Восточной Европы. Но поэтому у населения возникают трудности при переходе экономики этих стран к рыночной модели развития. То же обстоятельство имеет значение и для детей, живущих в одной стране.
В то время как в выделенных Пиаже стадиях преимущественно рассматривается формирование физических понятий о мире (время, место, количество), психологи, изучающие экономические понятия, обнаружили, что взаимодействие этих базовых процессов когнитивного созревания со специфическим научением детей восприятию и пониманию покупки и продажи, выгоды и убытка ставит перед исследователями более сложные задачи. В этом случае трудно, наверное, даже совсем невозможно, разъединить результаты созревания как такового и результаты научения. Все это приводит к тому, что процесс научения ребенка экономическим понятиям не всегда совпадает с теми стадиями интеллектуального развития, которые выделял
Пиаже.
В результате большинство исследователей, работающих в данной области, пришли к необходимости выделить три фазы развития, которые лишь приблизительно соответствуют конкретным возрастам [5]. Фаза I. Предэкономическая. Я назвал данную фазу предэконо-мической, поскольку, несмотря на некоторый опыт обращения с деньгами, в этом возрасте дети сами пока не осознают ключевой роли, которую играют деньги в экономическом обмене. Тем не менее, как будет сказано далее, эту ситуацию можно несколько изменить при помощи со циалъиого обучения экономическим понятиям. В этой фазе находятся дети, как правило, в возрасте до семи лет.
Фаза И. Микроэкономическая. На этом этапе понятия экономического обмена — например, купли и продажи — становятся доступны детям, но не в широком социальном смысле, а на индивидуальном локальном уровне. Другими словами, они не представляют, откуда берутся товары в магазине и деньги в кошельке у родителей или > к-1к эти две системы связаны между собой. Это обычно происходит в возрасте от семи-восьми до двенадцати-четырнадцати лет.
Фаза Ш. Макроэкономическая. На этой стадии развития подробно понимают многие. Достигают уровня экономических знаний.
примерно к 14-15 годам.
Внешние влияния на потребительскую социализацию
Помимо значительных сумм, которые тратят в семье на детей их потребности и предпочтения), о чем речь шла в главе 8, сами; также образуют огромный рынок благодаря наличию у них собственных денег. Например, ежегодно в США дети до 12 лет тратят около 4 млрд долларов. Поэтому процесс, в результате которого они приходят к пониманию и исполнению своей роли потребителей, вызывает большой интерес. Исследования, проведенные в данной сфере, обнаружили сходство в фазах усвоения экономических понятий. Вот как можно кратко сформулировать результаты работы в этом направлении:
Ребенок 4-5 лет подходит к выполнению роли потребителя с большим энтузиазмом, но не имея достаточных знаний. В возрасте 9-10 лет демонстрируют столько же навыков и опыта в выполнении роли потребителя, как и в любой другой социальной роли. Ребенок подходит к потреблению с рациональных позиций и видит, что основные психологические потребности — такие как аффилиация и самооценка — могут легко удовлетворены в магазине. Чем отличается подросток 10-18 лет среднестатистического взрослого как потребитель? Главным образом своим возрастом [7]!
В дальнейшем речь пойдет о различных влияниях, которые ребенок испытывает при прохождении этих фаз.
Родители
В главе 8 указывалось, что родители закладывают основу взглядов ребенка на жизнь, и отмечалось, как к этому можно относит Мы также уже сказали, что ребенок обычно обучается «быть потребителем», когда вместе со своими родителями посещает магазины-Поступки родителей в этой ситуации становится для ребенка мода потребительского поведения. Как вы можете удостовериться в супермаркете, данная форма социализации наступает по с первых дней жизни ребенка.
Таким образом, отношения между матерью и ребенком имеют важное значение для потребительского поведения " вероятно, что более образованные матери лучше справляются " той задачей, помогая детям усвоить экономические понятия, имеется прямое отношение к исполнению роли потребителя [8]. Большинство детей имеют карманные деньги, которые предоставляются им безо всяких условий или за выполнение каких-либо домашних обязанностей. У детей до 12-13 лет доход обычно составляют только эти деньги. У старших детей они подчас дополняются заработком, получаемым вне семьи, — таким образом, в их отношении процесс родительской социализации постепенно становится слабее.
Как это и должно быть, существуют различия, зависящие от особенностей семьи и ее экономического положения, хотя они и не всегда прогнозируемы. Например, было установлено, что в Великобритании родители, принадлежащие к рабочему классу, дают своим детям больше денег, чем родители из среднего класса [91. В другом исследовании обнаружилось, что в Шотландии дети получают от своих родителей больше денег (а в некоторых случаях — гораздо больше), чем в Англии [10].
Деньги, которыми распоряжаются дети, несомненно, помогают уже в достаточно раннем возрасте получить основные навыки обращения с ними, когда учатся оценивать, планировать и сравнивать цены на товары и услуги [11]. Дети по-разному поступают со своими деньгами, и как раз на этом этапе закладываются корни различий между социальными классами (мы будем говорить об этом в главе 11).
Мы уже видели, что дети из семей среднего класса получают меньше карманных денег, чем дети рабочих, однако первые, в отличие от которых, несомненно, более склонны к накоплению полученных денег[12]. Это показывает, что они уже усвоили главную заповедь среднего класса — «отложи удовольствие»; а дети рабочих уже научились
МУ> что толку в этом немного.
Школа
Школьный опыт может повлиять на потребительскую социализацию тремя способами: при помощи учителей, группы сверстников и учебных занятий.
Сверстники. Влияние сверстников начинается с первых же дней учебы. Для детей невероятно важно «войти в компанию», и с возрастом эта потребность только увеличивается. И при этом для них ежедневно необходимо играть в правильные игры, приносить с собой правильный завтрак и игрушки и особенно носить правильную одежду Мнение сверстников в отношении этих продуктов имеет намного большее значение, чем оценки родителей, которые просто не выбывают у них доверия. По большей части детская мода, пища и увлечения является продуктом маркетинговой политики и рекламы, которая разрабатывается в Америке, а потом распространяется по всему миру, не встречая на своем пути сильного сопротивления, иначе как можно объяснить тот факт, что, например, в Великобритании мальчишки тоже носят мешковатые бермуды и развернутые козырьком назад бейсболки?
Компании также влияют на потребительскую социализацию при помощи так называемой «экономики на детской площадке» 113. В этом случае дети используют не настоящие деньги, а различные предметы, например стеклянные шарики, и при этом они выполняю: с ними весьма хитроумные операции. Так, каждый шарик имеет свою ценность, скажем, шарики одного вида могут выступать эквивалентом трех шариков другого вида, однако их ценность определяется мнением и требованиями, диктуемыми правилами детской площадки, и подчас не соответствует их денежной стоимости в магазинах. Поскольку это и есть их «реальный мир», дети воспринимают подобные «экономические» понятия намного живее по сравнению с теми же понятиями, которые существуют в далеком от них мире взрослых.
Учителя. Поскольку учителя принадлежат к числу «взрослы». с их мнением дети считаются не больше, чем с мнением родителей.
По достижении детьми подросткового возраста учителя, как иродители, перестают выступать в качестве ролевой модели, за исключением тех случаев, когда эта модель воспринимается со знаком минус Однако какое-то влияние учителя все-таки оказать могут, помогая детям соединить специфические знания по учебному предмету с широким потребительским окружением. Например, можно обсудить проблемы загрязнения среды на уроках химии, цепь продуктов -"" на биологии, язык рекламы — на уроке английского, а оценку степени риска — на математике.
Уроки. Как правило, в школах потребительское поведение не изучается.
Для работы в этом направлении ключевым фактором должна стать поддержка родителей, а как раз с этим не должно возникнуть проблем: родители в основном проявляют заинтересованность в специальном обучении такого типа, даже тогда, когда сами недостаточно квалифицированы в этой области! В любом случае нет никаких сомнений, что преподавание в школе основ экономики детям и подросткам на всех стадиях их развития ведет к лучшему пониманию экономических механизмов и как следствие более высокому уровню информированности потребителей. Почему бы тогда не ввести этот предмет в большем числе школ?
Социальные нормы
Социальные нормы определяют поведение, которое общество ожидает от своих членов. Обычно именно его люди называют «нормальным». Когда дети растут и проходят через процесс социализации, они неизбежно узнают, что такие-то действия общество одобряет, а такие-то — нет. Благодаря нормам поведения общество регулирует поступки совершаемые индивидом. Зная общественные нормы, люди могут предугадать поведение других с высокой степенью точности, возможность предугадать поступки имеет огромное значение для общества. Только представьте себе, что случилось бы с нашей Раной, если бы водители не следовали социальной норме. Она была бы просто-напросто Ргнута в хаос. Таким образом, существование подобных норм для общества. Все его члены безоговорочно принимают как правильные и надлежащие стандарты поведения,
Этот порядок и сейчас остается нормой, днако лишь в отношении ограничен ног периода времени — пока дети еще совсем маленькие. Как и в отношении ко времени, социальные нормы могут также изменяться от места к месту. В Великобритании левостороннее движение считается столь же непререкаемой нормой, как у нас — правостороннее.
Сходным образом социальные нормы отражаются и на потребительской социализации детей. Поскольку в разных странах придерживаются неодинаковых норм экономического и потребительского поведения членов общества, дети также демонстрируют различный уровень знакомства и усвоения экономических понятий. Так, выяснилось, что дети из Зимбабве лучше и раньше, чем их британские сверстники, осознают понятие «прибыль» [15]. Торговля играет более заметную роль в жизни африканцев, что и отражается на когнитивном развитии детей в этом плане.
Аналогичные результаты были получены, когда изучили степень понимания самого значения «прибыли» и «банковских услуг» в Гонконге: дети китайского происхождения понимали эти концепты лучше и в более раннем возрасте, чем дети европейцев [16] и американцев [17]. Банки составляют наиболее важную часть экономики Гонконга, пронизывая своим влиянием все классы общества и являясь, таким образом, жизненно важным фактором социализации детей.
Маркетинг и реклама
Итак, мы убедились в том, что дети занимают на рынке важное место, самостоятельно выступая в роли покупателей, оказывая влияние на потребительское поведение родителей и, наконец, являясь в будущем взрослыми покупателями. Поэтому они как группа представляют особую важность для деятельности маркетологов и создателей рекламы. Здесь мы вступаем в область политики, поскольку уже в течение многих лет политические силы и общественные группу выражают опасения по поводу реакции, которую вызывает у детей реклама.
Конечно абсурдно утверждать, что телевизионная реклама не вызывает никакой реакции у детей, — это безусловно не так. Однако, как показывает пример подсознательного восприятия (глава 4) и как это подтверждается при рассмотрении потребительской мотивации (глава 7), влияние рекламы на людей разных возрастных групп надлежит понимать и изучать, а не бояться и считать ее некоей загадочной и неконтролируемой силой.
Тем не менее дети очень много смотрят телевизор и поэтому видят большое количество рекламы. Известно, что американские дети смотрят телевизор в среднем 2-3 часа в день, При этом о каком бы товаре не шла речь, ролики, напрямую "Ращенные к детям, отличаются быстротой, яркостью и неизменно и «веселостью», не сообщая информацию о продукте как таковом.
Создатели «детской» рекламы не устают повторять, что их ролц. ки не выходят за рамки домашней атмосферы и, таким образом, будут восприниматься и пониматься детьми в контексте родительскою влияния. Однако лишь немногие родители смотрят детские передачи и еще меньшее их число учит своих детей правильному восприятию рекламы [20|. Хотя дети и способны отличить ее от телепередач даже в самом раннем возрасте, все же, если им нет еще 12 и, конечно, если они младше 7 лет, детям сложно оценивать предназначенную для них рекламу.
При разборе выделенных Пиаже стадий развития указывалось, что детский мозг еще недостаточно зрел для того, чтобы ребенок мог использовать когнитивный инструментарий, необходимый для выработки четких и рациональных суждений. Так же обстоит дело и с сопротивлением детей убеждениям. Как бы дети ни были умны и развиты для своего возраста, реклама может превзойти их умственные способности [21]. По мере того как ребенок взрослеет и приобретает личный опыт в области продуктов, например игрушек, у него начинает усиливаться сопротивление убеждениям. В младшем подростковом возрасте, когда необходимо выбрать продукт, личный опыт может быть более значимым, чем телевизионная реклама [22].
На ребенка порой производит сильное впечатление не только «детская» реклама, но и та, что предназначена взрослой аудитории. Например, на десятилетних девочек глубокое впечатление производит реклама губной помады, она ассоциируется у них со «взрослой» жизнью и завидным статусом взрослой женщины [23|. Не исключена что именно такие впечатления сыграют свою роль при выборе да или продукта в дальнейшем, когда уже будут усвоены взрослее паттерны потребления.
Вопросы для обсуждения
1. Как соотносится теория Пиаже о стадиях интеллектуального развития с процессом потребительской социализации детей?
2. Каково значение языка в восприятии ребенком мира рекламы. Приведите примеры современных рекламных кампаний
3. Как развитие экономического мышления влияет на отношение ребенка к рынку?
4. Сравните различные влияния на ребенка в момент его становления как потребителя (родители, учителя, сверстники).
5. Насколько дети разного возраста подвержены влиянию маркетинга и рекламы
Глава 10
Влияние малых групп
Я не хотел бы принадлежать ни к одной группе, которая желала бы видеть меня в своем составе
Граучо Маркс
Введение. Каковы эффекты группового давления на индивидуального потребителя?
В начале части Ш («Социальный подход») мы рассмотрели роль семьи в формировании потребительского поведения. Благодаря семье мы получаем первый опыт жизни в группе и в ней формируется психологический прототип наших взаимодействий и взаимоотношений с любой другой группой. Невозможно переоценить ее психологическое значение, однако что касается вопросов потребительского поведения, то здесь влияние семьи можно назвать скорее общим, нежели специфическим. Если речь идет о специфических покупательских выборах взрослых людей, необходимо также учитывать степень влияния всех других групп, с которыми мы взаимодействуем, что и составит предмет настоящей главы.
Чрезвычайно трудно дать исчерпывающее определение слона «группа». Это понятие применимо и к соседям по комнате, и когда мы говорим о мировой религии (все это, как мы с вами увидим, может оказывать влияние на потребительское поведение). Потому едва ли найдется определение, которое бы выразило сущность «группы», - любое из них позволяет лишь очертить его границы. Наиболее подходящая формулировка, которая вполне может послужить нам рабочим определением, такова: группа — это два человека или более, которые оценивают себя как коллектив и взаимодействуют друг с другом на основе разделяемых ими норм. Это определение позволит ним раскрыть наиболее важные способы, с помощью которых группы оказывают влияние на своих членов как потребителей.
Виды групп
Существуют несколько подходов к классификациигрупп. Вот некоторые из них.