Вопрос. « Повесть временных лет, как исторический источник»

Вопрос. Летописание как исторический источник.

В настоящее время известно более 200 списков летописей, большинство из которых опубликованы в полном собрании русских летописей.

Каждый летописный свод имеет свое условное название.

1. По месту хранения (Ипатьевский, Академический, Синодальный списки)

2. По фамилии прежнего владельца (Радзивиловский списки, списку Абболенского)

3. По имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика(Лаврентьевский списки)

4. По летописному центру, в котором они были созданы (Новгородская летопись, Московский свод)

5.  Неизданные списки летописей(называю по архивохранилищу в котором они находятся)

Трудности исследования летописи как исторического источника:

1. Сложный состав летописи-летописи могли включать в себя хроникальные записи событий за год, документы, самостоятельные литературные произведения.

2. Обыденное употребление слов летопись и летописание. Традиционно летописями в широком смысле этого слова называют исторические сочинения, изложение в котором ведется строго по годам и сопровождается хронологическими или годовыми.

В узком смысле слова летописями принято называют реально дошедшие до нас летописные тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках. Летописание велось на Руси с 11-17 века.

3. Понятие авторства летописей связано с тем, что практически все известные летописи являются результатом работы нескольких поколений летописцев, поэтому представление об авторе, составителе или редакторе летописей оказывается в значительной степени условным.

4. Работа с летописями требует не только чтения текста, но и сравнение всех списков данной редакции, при этом фиксируются все разночтения.

Непременным условием научного изучения летописей является установление личности самого летописца, его политических, религиозных, этических и прочих взглядов.

5. Понимание информации, которая заключена в летописи, прежде всего зависит от того насколько точно определил исследователь цель его создания.

вопрос. «Повесть временных лет, как исторический источник».

В разделе «Повести временных лет», посвященном княжению Владимира, большое место занимает тема крещения Руси. В летописи читается так называемая «Речь философа», с которой будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер, убеждая князя принять христианство. «Речь философа» имела для древнерусского читателя большое познавательное значение - в ней кратко излагалась вся «священная история» и сообщались основные принципы христианского вероисповедания.

После смерти Владимира в 1015 г. между его сыновьями снова разгорелась междоусобная борьба. Святополк - сын Ярополка и пленницы-монашки, которую Владимир, погубив брата, сделал своей женой, убил своих сводных братьев Бориса и Глеба. В летописи читается краткий рассказ о судьбе князей-мучеников, о борьбе Ярослава Владимировича со Святополком, завершившейся военным поражением последнего и страшным божественным возмездием.

Последнее десятилетие XI в. было полно бурными событиями. После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич («Слово о полку Игореве» именует его Олегом Гориславличем), князья собираются в 1097 г. в Любече на съезд, на котором решают отныне жить в мире и дружбе, держать владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда свершилось новое злодеяние: волынский князь Давыд Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский князь Василько. Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи ему глаза. Событие это потрясло всех князей: Владимир Мономах, по словам летописца, сетовал, что такого зла не было на Руси «ни при дедех наших, ни при отцих наших». В статье 1097 г. мы находим подробную повесть о драматической судьбе Василька Теребовльского.

Краткий обзор композиции «Повести временных лет» показывает сложность ее состава и разнообразие компонентов как по происхождению, так и по жанровой принадлежности. Встречается в ней и богословский трактат - «речь философа», и житийный по своему характеру рассказ о Борисе и Глебе, и патериковые легенды о киево-печерских монахах, и церковное похвальное слово Феодосию Печерскому, и непринужденную историю о новгородце, отправившемся погадать к кудеснику.

Если говорить об историзме «Повести», то следует подчеркнуть, что художественное обобщение в Древней Руси строилось в основном на основе единичного конкретного исторического факта. Почти все события прикреплены к конкретному историческому событию или конкретному историческому лицу. Как известно, Древняя Русь в течение IX-X вв. из непрочного племенного союза превратилась в единое раннефеодальное государство. Походы киевских князей Олега, Игоря и Святослава ввели Русь в сферу европейской политики. Тесные дипломатические, торговые и культурные отношения Древней Руси с ее южными соседями - с Болгарским» царством и особенно с крупнейшим государством Юго-Восточной Европы - Византией подготовили почву для принятия христианства. Что и нашло отражение в «Повести».6Очевидно, что христианизация Руси потребовала коренной перестройки мировоззрения; прежние языческие представления о происхождении и устройстве Вселенной, об истории человеческого рода, о предках славян были теперь отвергнуты, и русские книжники остро нуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления о всемирной истории, давали бы новое, христианское истолкование мироустройству и явлениям природы. Характеризуя литературу Киевской Руси, Д.С.Лихачев отмечает, что она была посвящена в основном мировоззренческим вопросам. Ее жанровая система отражала мировоззрение, типичное для многих христианских государств в эпоху раннего средневековья.

Таким образом, «Повесть временных лет» представляет собой не только уникальный исторический источник и литературный памятник, но и образец истинного патриотизма русского народа, любви к своей Родине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: