Возрастная структура российских исследователей (2004 г.)

 

Резко снизился уровень ассигнований науки. Если учитывать, что внутренние затраты складываются из внутренних текущих затрат и капитальных затрат, то динамику затрат по годам на исследования и разработки в РФ отражает следующая диаграмма:

 

 

Вполне правомерно сравнить себя с другими развитыми странами.

Затраты на науку в расчете на одного исследователя в 2004 г. (тыс. долл. США):

 

Соответственно низким является уровень жизни в России.

 

Материальные условия жизни семей исследователей, %:

 

 

Низкая оплата труда ученых является главной причиной снижения притока молодежи в науку.

Относительным показателем интенсивности научных исследований являются публикации. Если в США ежегодно публикуется 250 тыс. статей, то в России – 25 тыс. По доле научных публикаций еще в 2002 г. Китай опередил Россию и занял пятое место. По частоте цитируемости российские ученые находятся на 15 месте (2002 г.)

Начало позитивных тенденций. Самая главная ценность науки – это независимость от политики и идеологии. Деидеологизация стала главным достижением российского научного сообщества. Параллельно этому шли прогрессивные изменения в экономике. Вхождение в рынок устранило монополию государственной собственности и ввело другие формы собственности. И все же приоритет первой формы остался.

Доля организаций по формам собственности, выполняющих исследования и разработки, и доля исследователей в них (2005, %)

 

  Произошло дробление научных организаций, из-за чего резко возросло число небольших научно-исследовательских организаций, ориентированных на хозрасчетные заказы и зарубежные гранты. Если в 1990 г. организации подобного типа составляли 38%, то в 2003 г. – 67,3%. В 2005 г. доля внебюджетного финансирования перевалила за 50 %. Важную роль здесь играют не только зарубежные, но и отечественные научные фонды (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд). Система личных и коллективных грантов позволяет реализовать конкурентные условия и осуществлять финансовую поддержку перспективным исследовательским проектам. В 2005 г. имели научный грант 28,7 % исследователей (113,1 тыс. чел.), в том числе 3,2 % (12,6 тыс.) имели не менее двух грантов.

Продолжается интеграция российской науки в мировую науку. Конечно, этот процесс сопровождается рядом негативных тенденций, но основная магистраль позитивна – налаживание творческих контактов. А они весьма разнообразны: участие в совместных конференциях и симпозиумах, подготовка совместных научных изданий, выполнение единых исследовательских проектов, совместные внедрения изобретений в производство. Свою специфику имеют формы выезда российских преподавателей за рубеж: направление вуза в командировку, межвузовский обмен, приглашение зарубежных коллег, контракты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: