Показатели структуры выезда преподавателей российских вузов за рубеж в 2003 – 2005 гг. для научных контактов

Наличие у исследователя ученой степени не является необходимостью. И все же она является одним из критериев исследовательского роста. Чтобы получить ученую степень, надо написать диссертацию и успешно защитить ее. С 1997 г. по 2005 г. среди исследователей число докторов наук возросло на 16,5 %. Если в 2005 г. 25,2 % исследователей имели ученую степень, то доля преподавателей вузов со степенью намного выше (свыше 50%).

Возрождение российской социогуманитарной науки. Современная российская наука разделилась на две части с противоположным социальным положением. Если естествознание и технические науки с прикладными разработками продолжают оставаться в кризисе, то социогуманитарные исследования находятся на подъеме. У такой двойственности есть свои причины. Естествознание и прикладные науки традиционно обслуживали промышленность и оборону страны. Хотя темпы экономического развития России растут, эта динамика основана на продаже сырья (газа, нефти, древесины), военно-промышленный комплекс и промышленность находятся еще в стагнации. От них нет заказов науке.

Совсем в другом положении оказались гуманитарные науки. Западные фонды охотно и интенсивно вкладывают в них свои деньги. Стремительно растет число созданных в РФ гуманитарных центров (около 300 независимых политических центров, 100 центров по изучению общественного мнения). Из-за былого идеологического диктата вообще не было специалистов по политологии, психологии и другим наукам. Отсюда «бум» наборов студентов и аспирантов по новым специальностям. Неудивительно, что число кандидатов и докторов наук по политологии выросло с нуля до 50 тыс., а психологов – до 30 тыс. Великое множество возникших негосударственных вузов осваивало только некогда редкие гуманитарные специальности. Самое высокое платное обучение было и осталось здесь. Если физики и биологи еле-еле сводили концы с концами, то преподаватели-гуманитарии могли зарабатывать не в одном вузе. Кроме того, ученые социогуманитарного профиля потребовались для различных экспертных функций – консультирование бизнесменов, политиков, управленцев. Примечательно, что ученые степени гуманитарного профиля приобрели популярность среди бизнесменов и политиков. Такая подготовка также оказалось доходным делом.

Среди социогуманитарных наук произошло расслоение по уровню престижа. Лидерами являются экономика и право, считаются перспективными социология и психология, аутсайдеры – история, филология, педагогика, культурология. Показателем такой картины выступают конкурсы поступающих на вузовские специальности. По организационной принадлежности ранжирование дает следующее распределение: «независимые» науки – лидеры, вузовские науки – перспективны, академические науки – аутсайдеры.

Итак, российская наука переживает острый социальный кризис. Самая нижняя его точка уже позади, социогуманитарные исследования находятся на подъеме и открываются оптимистические перспективы для фундаментальных и прикладных наук в связи с оживлением в промышленности, интенсификацией жилищного строительства, реформой ЖКХ и с другими государственными проектами.

Задания.

1. Холодным днем запоздалой весны улитка начала взбираться на вишневое дерево. Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на нее. Один подлетел и спросил: «Разве ты не видишь, что на дереве нет вишен?» Улитка: «Будут, когда я туда доберусь». На какую функцию науки похоже поведение улитки?

2. «Существуют науки естественные, неестественные и противоестественные». Можете ли вы найти в этой шутливой классификации советского физика Л. Д. Ландау серьезный смысл, характеризующий мировоззренческую позицию ученого, трудившегося в советские времена? В свою очередь английский физик Резерфорд утверждал, что все науки можно разделить на две группы – на физику и коллекционирование марок. Находите ли вы между двумя этими высказываниями родственную связь?

3. Попробуйте найти среди своих близких и знакомых того, кто верит в астрологические прогнозы. Постарайтесь тактично его переубедить, используя доводы о ненаучности этого «практического искусства».

 

Афоризмы и истории.

 

J Две коровы пасутся у обочины дороги. Мимо проезжает грузовик с надписью «Молоко пастеризованное с добавлением витамина А». Одна корова говорит другой: «Человека с его наукой нам никогда не догнать».

& Человечество делится на дураков и ученых: первые не понимают того, что понимают все; вторые понимают то, что никто кроме них не понимает.

J В лаборатории изучают лекарства на мышах. Одной группе испытуемых дают новые лекарства и они должны болеть. А контрольная группа мышей свободна от лекарств и она должна быть здоровой. Но в эксперименте все не так. Болеют все мыши. Зав. лабораторией в отчаянии. И вот он однажды случайно задержался и увидел, как ночной сторож дядя Вася кормит всех мышей лекарствами и приговаривает: «Одним дают, а другим не дают. Врешь! Уж в мышином-то царстве мы наведем социальную справедливость.

& Украинские ученые нашли применение почтовым ящикам их Чернобыля – они продают их под видом микроволновых печей.

J Сицилийский крестьянин в конце XIX в. съездил в центральную Италию и впервые увидел паровоз. Вернувшись в свою деревню, он попытался рассказать приятелю о паровозе. Тот нечего не понял. Тогда крестьянин сказал: «Апельсин знаешь?» «Знаю». «Так вот, паровоз совсем не похож на апельсин».

& Ученые делятся на два типа: дисциплинарные аскеты и исследователи с разнообразным вкусом гурмана.

J Л. И. Брежнев вызвал С. П. Королева и сказал ему: «Если американцы высадились на Луну, то мы высадимся на Солнце. Готовьте ракету с космонавтами». Королев: «Так ведь все сгорят!» Брежнев: «Вы что, членов Политбюро за дураков держите?! Мы решили – полетят ночью».

& Академик Л. А. Арцимович дал следующее определение науки: «Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства».

J Однажды немецкий физик Густав Кирхгоф рассказывал популярно об открытиях в области спектрального анализа, который помог определить наличие золота на Солнце. Один из присутствующих в компании банкир, внимательно слушавший ученого, с иронией заметил:

— Ну, скажите, какая же мне польза от золота на Солнце, которое я никогда не смогу оттуда достать?

На этот вопрос Кирхгоф в тот раз ничего не ответил. Но вот прошло несколько лет, и ученого за научное открытие в области спектрального анализа наградили массивной золотой медалью. Ученый принес ее, показал скептику и сказал:

– Смотрите, уважаемый, вы ошиблись! Я все-таки добился
своего и достал золото с Солнца!

 

J В XIX в. христианские миссионеры упрекали тихоокеанских аборигенов за то, что они на публике ходят нагими. Те себя оправдывали так: «У нас все тело – лицо. Зачем же его закрывать?».


Литература.

 

1. Аллахвердян, А. Г., Мошкова, Г. Ю., Юревич, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология науки. М., 1998.

2. Гилберт, Д., Малкей, М. Открывая ящик Пандоры: социологический анализ высказывананий ученых. М., 1987.

3. Грехем, Л. Р. Наука, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

4. Порус, В. Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопр. философии, 2006, № 1.

5. Философия науки. / Под ред. С. А. Лебедева. Учеб. пособие. М., 2004.

6. Шереги, Ф. Э., Стриханов, М. Н. Наука в России: социологический анализ. М., 2006.

7. Хорган, Дж. Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб, 2001.

    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: