Социокультурные причины «греческого чуда»

Становление полисной цивилизации. Еще в конце II тысячелетия до н.э. Греция представляла собой типичное традиционное общество. Здесь господствовал родовой строй, где семейный уклад во главе с отцом определял весь образ жизни. Царский двор был образцом такой патриархальной семьи, жившей по мифо-религиозным обычаям. Но вот подул ветер перемен. В Х в. до н.э. дорогая металлургия бронзы уступила место дешевой технологии железа. Начался экономический подъем в сельском хозяйстве и ремесле, произошел демографический взрыв. Для торговли и колонизации новых земель потребовалось судостроение. Возникает множество городов-государств (полисов) и к VII в. до н.э. сельское хозяйство уступает первенство городским торгово-ремесленным центрам. Морские плавания расширили географический горизонт, произошло знакомство с другими культурами. Старый родовой строй рухнул и на его обломках выросла цивилизация, где центром жизни стал городской полис с его публичными законами.

Морская деятельность формировала предприимчивых личностей. Освоение морского дела грекам потребовалось для торговых дел и колонизации. Есть свидетельства в пользу того обстоятельства, что греческие моряки не брезговали и пиратским разбоем. Для такого разнообразия дел нужно было совмещать несколько профессий: быть моряком, воином, торговцем, разведчиком, плотником (чинить корабль), знать языки других народов. У таких людей вместе с разнообразным жизненным опытом значительно расширялся культурный горизонт, и они сравнивали свои обычаи с образом жизни других народов. Росла социальная группа динамичных и инициативных людей с новым, нетрадиционным мировоззрением.

Открытие политической демократии. С появлением дешевых железных орудий и доспехов аристократическая конница уступила военное первенство пешему народному ополчению. Новые социальные группы в виде ремесленников, торговцев, моряков заявили о своих политических интересах. В этом контексте зародились первые институты демократического управления – народное собрание, народные суды. Все значимые должности стали выборными. В Афинах реформы Солона (640 – 559 до н.э.) заложили правовую основу рабовладельческой демократии. Последнее предполагает свободу слова и публичные дискуссии, требующие логики и доказательности.

Дух состязательности во всех видах деятельности. Новые профессии и полисная демократия способствовали развитию личностных качеств граждан. Определяющими чертами стали инициатива и предприимчивость. Ранее они были присущи только редким героям (Геракл, Одиссей), ныне – это свойство многих граждан, почувствовавших вкус свободы. Сквозной и единой тенденцией образа жизни стало стремление граждан стать лучшими в любой сфере общественной деятельности. Дух соревновательности («агон») породил феномен спортивного состязания: в 776 г. до н.э. возникли Олимпийские игры. С 582 г. до н.э. на Пифийских играх стали соревноваться музыканты и драматурги. От них не отставали представители риторики, политики, поэты и философы. Каждый мыслитель стремился выдвинуть оригинальное учение, отличиться от других необычностью идей и логической аргументацией. Богатством личностных философем греческая философия разительно отличается от других этнических форм философствования в древности.

Творческое усвоение достижений восточной культуры. У греков были разнообразные формы общения с другими народами: торговля, колонизация, войны, путешествия. В ходе этих контактов чужой опыт оценивался по достоинству и достижения усваивались. Но греческие мыслители были не только учениками, но и творцами. Иноземную (восточную) преднауку, философию и религию они брали в качестве предмета критической рефлексии и развивали его избирательно собственными методами. Плоды такого ученичества оказались по уровню намного выше того, что предложили восточные учителя.

Алфавитный язык и доступность обучения. Уже в глубокой древности восточные народы изобрели разные виды языковых знаков: египетские иероглифы, вавилонская клинопись, буквы финикийцев. Сравнив все это друг с другом, греки поняли главное достоинство букв – их простоту. Взяв буквенный принцип из финикийского письма, греки к IX в. до н.э. создали свой буквенный алфавит. К VIII в. до н.э. широкое распространение получил папирус – удобный писчий материал. В это время и появились первые письменные памятники – гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». Письмо способствовало появлению первых философских поэм с типичным названием «О природе». В 403 г. до н.э. народное собрание Афин постановило: «неписанным законом властям не пользоваться».

Если общественная жизнь пронизана текстами, значит, граждане обязаны их читать. Античное общество высоко ценило грамотность и всемерно развивало школьное обучение. Для всех граждан оно было общедоступным. Если гражданин не имел средств учить своих детей, то государство эти расходы брало на себя. Широкая грамотность – это важное социально-культурное достижение греческой цивилизации и оно лежит в основе высокого творчества в науке и философии. Если восточная школа готовила к определенной профессии (чиновник, писец, жрец), то греческое воспитание было ориентировано на развитие личности. И такая установка оказалась единственно правильной в условиях мобильной и динамичной жизни полиса. Кем бы ни стал юный грек по профессии, его личностные способности обеспечивали ему высокую готовность к любому делу. На базе широкой гуманитарной культуры он легко приобретал специализированные знания, сочетал и менял разные профессии.

Религия без власти жрецов. Греки не имели священных книг как следствий божественного откровения. Их религия содержала простые и наивные представления о поколениях богов и их жизни (Гомер, Гесиод). Если нет скрытых тайн, то не нужны и их истолкователи – жрецы как особая и привилегированная группа людей. Вот почему в греческих полисах должность жреца оказалась выборной и по два года ее исполняли уважаемые граждане. Отсутствие религиозной догматики и жреческого контроля над умами внесло весомый вклад в обеспечение свободы мысли.

Тайные религии как источники перспективных идей. Греческая религия оказалась двойственной. Кроме религии для всего народа существовали религии для узкого круга посвященных. Одной из таких тайных религий был орфизм, или учение Орфея. Здесь уже фигурировали сложные образы и представления. Так, человек трактовался в виде сочетания тела и души. Хотя душа бестелесна и бессмертна за счет перевоплощений, тело способно оставить на ней греховную грязь. Очистить ее можно особой праведностью и занятиями духовной музыкой. Данное учение определило идейную канву пифагорейцев.

Искусство – ядро культурной жизни полиса. Политика и искусство были теми осями, вокруг которых вращалось общественное бытие античных греков. Такой значимости искусство не имело в других цивилизациях. Греки были уверены в том, что формирование полиса как человеческого космоса возможно только мерой красоты. И эта же мера требуется для культивирования тела и души. Вот почему архитектура, скульптура, драма, музыка и поэзия были органичными элементами образа жизни. Если спортивные состязания (культ тела) смотрело одновременно до 35 тысяч афинян, то театральное действо (гармонизация души) воспринимало до 18 тысяч зрителей. Искусство утверждало образы закономерного порядка, необходимой пропорциональности и гармонии. Эти представления легко математизируются (правило «золотого сечения» и т.п.). И не случайно истоки греческой теоретической математики лежат в музыкальном опыте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: