Возникновение и развитие древнеиндийских государств. Государственный строй державы Маурьев. Институт царской власти в законах Ману

Этапы возн. и развития гос. в др. Месопотамии. Орг. системы власти. Статус царя в Законах Хаммурапи.

 Раннее Царство. Во главе стоял царь. Его окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Знач. царской власти подчеркивалось полным обожествлением ее носителей. Данный период характеризуется формированием гос. аппарата. Одной из основных задач гос-ва была организация оросительного дела в Нильской долине. Верховное руководство работ по орошению находилось в руках государства. Постоянное войско только формировалось, хотя государство вело многочисленные войны с соседними племенами.

Древнее царство. Гос. строй Древнего царства хар-ся централизацией управления. При помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укреплялся авторитет фараона. В его руках сосредоточилась вся законодат., исп., суд. власть. Внимание фараонов обращалось на все важные дела государства. Мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, мероприятия по судоходству, государственное строительство и разработка земных недр — все осуществлялось по приказам царя.

Среднее царство. В период расцвета Ср. царства фараоны, стремясь к объединению государства и укреплению центральной власти, пытаются ограничить власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. Главной опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

Новое царство. Гос. строй хар-ся укреплением системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет. Во главе каждого округа стоял особый наместник фараона, что еще более способствовало централизации управления. Города и крепости возглавляли начальники, назначенные фараон

 

Роль природно-географического фактора в формировании гос. Др. Востока. Гос. и право Др. Египта.

Все государства Древнего Востока формировалась на основе общих принципов: в районах удобных для земледелия (Египет - долина Нила; Вавилон - междуречье Тигра и Евфрата; Древняя Индия -долина рек Инд и Ганг; Древний Китай - река Хуанхэ)

Власть стала формироваться на необходимости проведения земельных работ.

Особенность формирования: создавались на очень узком географическом пространстве так как земель было мало как следствие получалась очень высокая плотность населения которому требовалась сильная власть, для контроля над этой массой населения.

Главной задачей власти была организация населения на общественные работы.

особенность организации: Древневосточные Государства - это городские и храмовые центры. Общественные работы организовывались при храмовых хозяйствах, так как все храмы были крупными экономическими центрами.

По мнению большинства ученых человеческая цивилизация зародилась в Древнем Египте – в Северной Африке в долине реки Нила. Уже в IV тыс. до н.э. в долине реки Нила существовало около 40 городов-государств (номов). Жизнь всех 40 номов была связана с р.Нил, поэтому в истории этого государства рано появилась тенденция к централизации. Уже к середине IV тысячелетия возникло 2 царства: верхний (южный) и нижний (северный) Египет.

Около 33 века до н.э. царь верхнего Египта – Мин завоевал Нижний Египет и принял титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, возникло централизованное деспотичное государство, просуществовавшее примерно три тысячелетия.

Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной власти. Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух произносить его имя и титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон считался сыном Бога солнца Ра. Непосредственно фараон давал указания верховному чиновнику джати. Джати и стоял во главе огромного чиновнического аппарата.

В Египте существовали прообразы министерств. Например: «дом сокровищ» - финансовое ведомство, «дом оружия» - военное ведомство, «дом главного архитектора» - ведомство общественных работ.

В м/у сохранилось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в котором правили назначенные фараоном наместники. Соответственно и отдельные номы превратились в административно-территориальные единицы, в которых правили номархи. Если раньше это были местные цари, то после объединения Египта они превратились в чиновников. Низшей единицей управления выступала община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты, распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д.

Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство осуществляли соотв. чиновники. Джати принадлежали полномочия. Отчасти судебные функции принадлежали жреческим коллегиям. Длительное время армия в Древнем Египте была основана на ополчении. Лишь в период нового царства окончательно сложилась регулярная профессиональная армия.

В VI веке до н.э. Египет был захвачен персами и вошел в состав их империи. В I веке до н.э. Египет вошел в состав Римской империи. В VII веке н.э. Египет был завоеван арабами.

Возникновение и развитие древнеиндийских государств. Государственный строй державы Маурьев. Институт царской власти в законах Ману.

Индия была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э., отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества. С усилением общественного неравенства военный вождь племени, который ранее выбирался собранием и мог быть смещен.За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной. Народ облагался налогами. Царь считался божественным посланцем, а культ его активно развивался, набирая все большие обороты. Несмотря на это, при царе существовали междоусобицы, перевороты и дворцовые интриги.Царь имел при себе совет, который носил исключительно совещательных характер.формировался из наиболее знатных семей, которые относились к рабовладельческой аристократии.

Большое влияние на управление государством оказывали приближенные монарха. Такие, как тайные осведомители, которые отчитывались напрямую перед царем. Так же влияние оказывали люди, занимавшие высшие должностные звания. Например, жрец, командующий войсками, астролог, и т.д.
Согласнорелигиознымвоззрениям, какивовсехстранахДревнего, Востока, царскаявластьобожествлялась. Однакодревнеиндийскиегосударства, втомчислеигосударствоМаурьёв, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII, 8) обожествляется скорее царская власть, а не -царь-человек, который может быть "глупым, жадным, необразованным" (VII, 30), "приверженным к порокам" (VII, 46). Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам, возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, — предостерегали Законы Ману (7, 10), —благодаря смирению даже отшельники наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды (VII, 37), поступать по их совету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: