Сравнительная характеристика уголовного права, судоустройства и судопроизводства по законам Хаммураппи и Ману

В основе уголовно- правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть "равным" преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом: "око за око, зуб за зуб". Между тем для древних это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того что сделано тебе.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений:-против личности; -имущественные; -против семьи

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний:-смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол); -членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.); -штрафы; -изгнание.

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказать свои утверждения. Судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной, почти не зависимой от жречества, а главным источником судебных решений стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным установлениям. Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины, рецидив, соучастие

Тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.Все это указывает на довольно высокий уровень развития. Так же остаются пережитки старины, о которых свидетельствуют следующие понятия:

принцип талиона, ордалии, принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Законы выделяют следующие виды преступлений:

Государственные, против собственности, простив личности,преступления, посягающие на семейные отношения.На первом месте стоят государственные преступления, такие как служба врагам царя, поломка городской стены, ворот и т.д.

Среди имущественных выделяют кражу и грабеж. Назывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью относили убийства и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя или вора. Преступлениям, посягающими на семейные отношения считались прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. ЗМ так же знают понятия необходимой обороны. Убийство, совершенное при защите себя, женщин и брахманов, охране жертвенных даров и т.п., не наказывалось.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:смертная казнь в различных вариантах, членовредительские наказания, штрафы, изгнание, тюремное заключение.

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов. Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Ценность показаний свидетельствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: