Лекция 10 Кодирование товаров

Раздел 3. Классификация и кодирование товаров

 

Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Код — знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Присвоение кода осуществляется на основе определенных правил и методов:

1) код должен иметь определенную структуру построения;

2) код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

3) код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура состоит из алфавита, основания, разряда и длины кода.

Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода.

Алфавит кода буквенный — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков.

Алфавит кода буквенно-цифровой — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.

Алфавит кода цифровой — алфавит кода, знаками которого являются цифры.

Основанием кода называют общее число знаков в его алфавите. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода — позиция знака в коде. Например, по Общероссийскому классификатору продукции бумага типографская № 1 имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54, означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Пробел — определенное расстояние между знаками, которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В приведенном примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 — продукция целлюлозно-бумажной промышленности, 3121 — бумага и ее общая характеристика, 1211 — частные признаки бумаги).

Длина кода — число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание 12.

Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования.

Последовательный метод кодирования — образование кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.

Параллельный метод кодирования — образование кода классификационной группировки и (или) объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Порядковый метод кодирования — образование кода из чисел натурального ряда.

Серийно-порядковый метод кодирования — образование кода из чисел натурального ряда путем закрепления отдельных серий или диапазонов этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.

Таблица 3.2

Достоинства и недостатки различных методов кодирования

Для автоматизированного учета товаров и объектов применяется система штрихового кодирования. Штриховой код разработан Европейской ассоциацией товарной нумерации EAN. Существуют 8- и 13-разрядные коды, представляющие сочетание штрихов и пробелов разной ширины.

Штриховое кодирование позволяет отказаться от многочисленных документов, отражающих различные характеристики товара, и учетной документации. С помощью штрихового кодирования осуществляется контроль за состоянием хранения товаров на складах, учет и выдача товара со склада.

В российских штрихкодах код страны присваивается ассоциацией EAN, следующие пять цифр, т.е. код изготовителя, присваиваются национальным органом Внешнеэкономической ассоциацией автоматической идентификации (ЮНИСКАН) централизованно по каждому предприятию, следующие пять цифр присваиваются самим предприятием — изготовителем продукции. Контрольная цифра служит для проверки правильности штрихкода при считывании сканером с помощью специального алгоритма, а также для определения подлинности товара. Длина кода составляет 74,6 мм, а ширина 52,5 мм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: