Понятие «корпоративная информационная система». Принципы организации

КИС – это совокупность различных программно-аппаратных средств, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, объединенных в единую информационно-однородную систему, которая решает уникальные задачи конкретной организации (например, ПКС). При этом КИС должна иметь возможность совершенствования и наращивания, накапливать данные, обобщать их, давать возможность их анализа, легко адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды ПКС, а также соответствовать потребностям корпорации.

Среди многообразия программ для бизнеса под термином "информационные технологии в корпоративном управлении" традиционно понимают "комплексные системы автоматизации управления". Известны и другие их названия - системы масштаба предприятия, корпоративные информационные системы (КИС), корпоративные (или комплексные) системы управления (КСУ), автоматизированные системы управления (АСУ).

Как правило, комплексные системы автоматизации управления представляют собой "базовые” универсальные решения, пригодные для различных типов предприятий. В первую очередь это касается финансового управления, управления складскими запасами, управления покупками и продажами. Но эти же системы часто имеют отраслевые решения, отражающие ту или иную специфику и содержащие соответствующую нормативно-справочную базу. Например, решение системы SAP R/3 для авиационной промышленности поддерживает учет и контроль серийных заводских номеров всех деталей самолета, сроков их эксплуатации, плановой замены или ремонта, что обеспечивает не только надежность производства, но и безопасность пассажиров.

Так как комплексные системы управления ориентированы, в первую очередь, на крупные, содержащие многопрофильные структуры, предприятия, то они не просто предлагают развитой набор функций, но и обеспечивают надежное хранение и обработку больших объемов информации, используя для этого мощные платформы и системные средства многопользовательской работы. Современные информационные технологии, коммуникации и Интернет позволяют решать задачи удаленного доступа к единой базе данных, что также актуально для корпоративного управления.

Концепция построения

Хотя большинство разработчиков называет свои программные продукты управленческими (управление предприятием, складом, финансами и т.д.), в сущности, практически все программные средства, используемые в корпоративном управлении, представляют собой регистрирующие факты и документы финансово-хозяйственной деятельности, учетные системы с возможностью построения отчетов и справок в разрезах, допустимых аналитическими признаками. То есть, в базу данных вносится структурированная информация. Эта структурность закладывается в той или иной степени связанными между собой справочниками, классификаторами, параметрами и формами типовых документов. По имеющейся в базе данных информации "строится", "вытягивается", "собирается" инструментальными средствами так называемый "разрез". Получив на основе таких данных отчеты и справки, часто называемые аналитическими, руководство может принимать решения. Такова типовая концепция и типовая технология работы с системами рассматриваемого класса.

Не случайно такое различное по функциональному наполнению, системным решениям, назначению и использованию "управленческое" программное обеспечение, как "Галактика", "БЭСТ" и "1С: Предприятие", аналогично по принципам организации информации, технологии ее формирования и обработки, а также по методам взаимодействия с системами.

И все же предприятия, например, ОАО “Уралэлектромедь”, выдвигают такие жесткие и разнообразные требования к средствам корпоративного управления, что появляется необходимость многоуровневого их построения. Обычно центральным является ядро системы, содержащее только программные коды. Следующим концептуально важным элементом является встроенный инструментарий системы, позволяющий, не меняя коды программы, как минимум проводить ее настройку на рабочих местах, выполнение конкретных операций, вводить новые и изменять имеющиеся формы первичных и отчетных документов и задействовать прочие средства параметрической настройки. Более развитые системы имеют встроенные средства для создания различных моделей предприятия: информационной, организационной, функциональной и пр. И, наконец, сама база данных.

Основные принципы:

Производительность – время реакции системы, особенно той части, которая относится к работе сети (время между моментом возникновения запроса и получением ответа).

Надежность и безопасность – работоспособность всех компонентов системы.

Управляемость – возможность определения проблем в работе вычислительной системы.

Расширяемость – добавление новых элементов сети.

Прозрачность – скрытность особенностей сети от конечного пользователя.

Интегрированность – подключение к вычислительной сети разнообразного и разнотипного оборудования, программного обеспечения от разных производителей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: