Перед тем как приступить к формулированию подходов и требований к информационным технологиям, необходимо задать себе ряд вопросов, в том числе: Направлены ли запланированные уже вложения в информационные технологии на создание принципиально новых бизнес-процессов или на автоматизацию старых? Насколько многофункциональны разрабатываемые ИТ-системы и насколько они затрагивают основные функции и области управления? Насколько системы ориентированы на достижение стратегических целей, на внутренних и внешних клиентов и какой мере они соответствуют новым тенденциям?
Исходя из тенденций, о которых говорилось выше, можно сформулировать некоторые обязательные требования к современным корпоративным информационным технологиям:
G постоянный анализ основных ключевых областей, в которых функционирует компания, уточнение их структуры и "настройка" технологий на изменения;
G Данные должны быть всегда на "кончиках пальцев", т.е. вся информация должна быть под рукой, "на расстоянии одного нажатия клавиши мышки";
|
|
G К информации должны иметь доступ не только высшее руководство, но и менеджеры среднего звена, и рядовые сотрудники компании. Сотрудники не должны ждать, когда им предоставят информацию, при этом, разумеется, должна быть определена черта, разграничивающая доступ и защиту информации;
G Информационные системы должны быть нацелены на динамичную, достоверную и полную информацию, и информация при этом должна работать в различных частях организации;
G Информационные системы должны иметь удобный и логичный интерфейс пользователя;
G Обмен информацией в компании должен производиться только через корпоративный e-mail или другие внутренние электронные системы;
G Информация должна заноситься в систему только один раз, а процессы планирования, отчетности и анализа производиться без дополнительных усилий и повторных записей;
G Сотрудники должны иметь возможность легко отслеживать все ключевые показатели, от которых зависит их эффективность и информированность;
G Первичным должны быть бизнес-процессы компании, которые, в свою очередь, должны определять процедуры, технологии, документооборот, функции и т.п.;
G В компании должны быть разработаны корпоративные бизнес-правила, нормативы и процедуры по бизнес-процессам, подлежащим управлению через корпоративную систему;
G Независимо от функциональной направленности отдельных приложений и систем, все они должны управляться "системой-надстройкой", имеющей единый инструмент решения различных задач планирования, организации, руководства и контроля, как на корпоративным, так и на локальном и персональном уровнях;
|
|
G все данные должны быть логически организованы в информационные страницы, которые объединяются в разделы, главы и книги, при этом большую роль играют дизайн, цвета, символы, удобство и легкость перехода внутри системы.
Сердцем корпоративной системы должны быть корпоративные знания, т.к. жизнеспособность бизнеса определяется возможностью использования, управления и разделения знаний и информации. При этом важно понимать, что просто "данные" не являются информацией и задачей постановщиков и разработчиков бизнес-приложений должно стать превращение исходных данных в корпоративные знания.
Анализируя опыт развертывания корпоративных информационных систем, эксперты аналитического агентства McKinsey (EN) в 1997 г. сформулировали принципы, следование которым является обязательным условием успеха:
G Финансовая целесообразность. Объем финансирования новой информационной системы должен определяться соображениями финансовой выгоды.
G Простота структуры. Новая информационная система должна иметь простую и гибкую структуру.
G Быстрая отдача. Нужно выбирать решения, которые приносят конкретную пользу бизнесу практически с момента внедрения.
G Постоянное совершенствование. Следует постоянно совершенствовать корпоративную информационную систему, добиваясь оптимальных значений производительности, надежности и удобства использования.
G Органичное взаимодействие подразделений бизнеса и IT. IT-служба должна хорошо разбираться в бизнесе, а специалисты других подразделений - знать методы эффективного использования IT; внедрять новую информационную систему они должны совместно.
Основные понятия
Управление – целенаправленное воздействие на объект.
Система управления – совокупность средств, реализующую функции управления (прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль, регулирование).
Системы автоматического управления (САУ) – комплекс программных и технических средств, обеспечивающий управление объектом без участия человека.
Автоматизированные системы управления (АСУ) - комплекс программных и технических средств, обеспечивающий управление объектом с участием человека.
Финансово-управленческая система – АСУ, предназначенные для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.).
Производственная система - АСУ, предназначенные для управления и планирования производственного процесса.
Корпоративная информационная система - совокупность различных программно-аппаратных средств, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, объединенных в единую информационно-однородную систему, которая решает уникальные задачи конкретной организации (например, ПКС).
Производительность КИС – время реакции системы, особенно той части, которая относится к работе сети (время между моментом возникновения запроса и получением ответа).
Надежность и безопасность КИС – работоспособность всех компонентов системы.
Управляемость КИС – возможность определения проблем в работе вычислительной системы.
Расширяемость КИС – возможность добавления новых элементов сети.
Прозрачность КИС – скрытность особенностей сети от конечного пользователя.
Интегрированность КИС – возможность подключения к вычислительной сети разнообразного и разнотипного оборудования, программного обеспечения от разных производителей.