Взаимодействие с респондентом в качественных методах сбора данных

Главным организационным достоинством применения гибких (мягких, качественных) методов является охват гораздо меньшего числа лиц. Не надо обучать, переобучать и контролировать большое количество исполнителей, печатать сотнями полевые документы и куда-то их доставлять, а потом собирать. Потому, естественно, им здесь уделяется значительно меньше внимания.

Конечно, гибкие методы предполагают использование некоторых документов — путеводителя для, например, полуформализованного интервью; мягкий вариант полуформализованного интервью состо­ит просто из списка тем, которые нужно охватить. Но эти тексты могут быть более произвольно оформлены, без учета непосредст­венно специфики возникающего здесь взаимодействия; они каса­ются непосредственно содержания исследования.

При использовании гибких методов чрезвычайно высока ответст­венность лиц, занятых сбором данных. Не случайно в качестве послед­них зачастую выступают сами авторы исследования. Как и в формали­зованных методах, исполнитель здесь играет две роли: вовлекает людей в исследование, а затем поощряет их к самовыражению, либо давая им полную свободу, либо как-то отчасти направляя ход их мыслей.

В беседе, например, инициатива исполнителя минимальна, порой даже переходы от темы к теме не являются его прерогативой. Одновременно с устными реакциями фиксируются малейшие оттенки пове­дения респондентов: колебания, замешательство, смех и т.п. Скрытые значения поступков и слов здесь столь же, если не более существенны.

Из всех мягких методов сбора данных, пожалуй, наибольшие организационные трудности содержит проведение фокус-групп (мозговых штурмов — нестандартизованных интервью, проводимых с группой лиц, сходных по определенным признакам). Эти трудное ти касаются, во-первых, набора участников, и во-вторых, управления ходом дискуссии.

Обычно участников фокус-группы приглашают по объявлениям, размещенным в "точках сгущения" лиц, потенциально заинтересованных в решении проблемы, о которой идет речь в исследовании.

Для обсуждения потребностей населения в различных формах отдыха и развлечений были проведены обсуждения в группе адми­нистрации, в особых группах интересовсреди представителей сферы обслуживания и представителей общественности.

Нередко бывает, что в ходе индивидуального интервью к собеседни­кам присоединяются новые лица, которые начинают обсуждать затра­гиваемые в исследовании вопросы между собой и с интервьюером. В отличие от стандартизованных методов, где их присутствие и тем более участие редко когда бывает желательно, в фокус-группах таких лиц как наиболее заинтересованных в сюжете можно привлекать.

Ведение обсуждения предполагает определенные качества у ис­полнителя, которого обычно называют модератором. Этот послед­ний выявляет лидеров и контр-лидеров, руководит их активностью, стимулирует нерешительных и т.п. (подробнее в следующих лекциях).

Литература:

Беленовский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования.//Со­циология: 4М. 1991. № 2. С.5-19.

Биографический метод: история, методология, практика. — М.: ИС РАН, 1994.

Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. — М: Высш. школа, 1989.

Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью.// Социология 4М. 1995, № 5-6. С. 28.

Журавлев В Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях//Социология. 4М. 1993-1994. № 3-4. С. 34-43.

Иванов М.А. Беседа как метод исследования.//Социол. исслед. 1989. № 4. С. 106-111

Климова С.Г. Опыт использования неоконченных предложений в социологическом исследовании//Социология 4М. 1995. Но 5-6.

Социология./ Отв. ред. Г.В.Осипов. — М.: Наука, 1995. — 357 с.

Изотова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы // Социология: 4М. 1995. № 5-6.

Ядов ВА. Стратегия и методы качественного анализа данных//Социология: 4М. 1991. № 1. С.14-31.

Вопросы:

Что такое вопросник?

В соответствии с чем "упорядочиваются" вопросы? В чем суть драматургии опроса? Как проявляется эффект излучения? В чем состоит правило воронки? Каковы функции контактных вопросов? Буферных? Каковы последствия использования вопросов-фильтров? Что такое функционально-психологические вопросы? Какие виды вопросов к ним относятся?

 


[1] 1) Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1998. – Глава 7. С.117-128;

2) Прикладная социология: учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. Колесникова Ю.С.. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С. 143-150.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: