Главным организационным достоинством применения гибких (мягких, качественных) методов является охват гораздо меньшего числа лиц. Не надо обучать, переобучать и контролировать большое количество исполнителей, печатать сотнями полевые документы и куда-то их доставлять, а потом собирать. Потому, естественно, им здесь уделяется значительно меньше внимания.
Конечно, гибкие методы предполагают использование некоторых документов — путеводителя для, например, полуформализованного интервью; мягкий вариант полуформализованного интервью состоит просто из списка тем, которые нужно охватить. Но эти тексты могут быть более произвольно оформлены, без учета непосредственно специфики возникающего здесь взаимодействия; они касаются непосредственно содержания исследования.
При использовании гибких методов чрезвычайно высока ответственность лиц, занятых сбором данных. Не случайно в качестве последних зачастую выступают сами авторы исследования. Как и в формализованных методах, исполнитель здесь играет две роли: вовлекает людей в исследование, а затем поощряет их к самовыражению, либо давая им полную свободу, либо как-то отчасти направляя ход их мыслей.
|
|
В беседе, например, инициатива исполнителя минимальна, порой даже переходы от темы к теме не являются его прерогативой. Одновременно с устными реакциями фиксируются малейшие оттенки поведения респондентов: колебания, замешательство, смех и т.п. Скрытые значения поступков и слов здесь столь же, если не более существенны.
Из всех мягких методов сбора данных, пожалуй, наибольшие организационные трудности содержит проведение фокус-групп (мозговых штурмов — нестандартизованных интервью, проводимых с группой лиц, сходных по определенным признакам). Эти трудное ти касаются, во-первых, набора участников, и во-вторых, управления ходом дискуссии.
Обычно участников фокус-группы приглашают по объявлениям, размещенным в "точках сгущения" лиц, потенциально заинтересованных в решении проблемы, о которой идет речь в исследовании.
Для обсуждения потребностей населения в различных формах отдыха и развлечений были проведены обсуждения в группе администрации, в особых группах интересов — среди представителей сферы обслуживания и представителей общественности.
Нередко бывает, что в ходе индивидуального интервью к собеседникам присоединяются новые лица, которые начинают обсуждать затрагиваемые в исследовании вопросы между собой и с интервьюером. В отличие от стандартизованных методов, где их присутствие и тем более участие редко когда бывает желательно, в фокус-группах таких лиц как наиболее заинтересованных в сюжете можно привлекать.
|
|
Ведение обсуждения предполагает определенные качества у исполнителя, которого обычно называют модератором. Этот последний выявляет лидеров и контр-лидеров, руководит их активностью, стимулирует нерешительных и т.п. (подробнее в следующих лекциях).
Литература:
Беленовский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования.//Социология: 4М. 1991. № 2. С.5-19.
Биографический метод: история, методология, практика. — М.: ИС РАН, 1994.
Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. — М: Высш. школа, 1989.
Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью.// Социология 4М. 1995, № 5-6. С. 28.
Журавлев В Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях//Социология. 4М. 1993-1994. № 3-4. С. 34-43.
Иванов М.А. Беседа как метод исследования.//Социол. исслед. 1989. № 4. С. 106-111
Климова С.Г. Опыт использования неоконченных предложений в социологическом исследовании//Социология 4М. 1995. Но 5-6.
Социология./ Отв. ред. Г.В.Осипов. — М.: Наука, 1995. — 357 с.
Изотова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы // Социология: 4М. 1995. № 5-6.
Ядов ВА. Стратегия и методы качественного анализа данных//Социология: 4М. 1991. № 1. С.14-31.
Вопросы:
Что такое вопросник?
В соответствии с чем "упорядочиваются" вопросы? В чем суть драматургии опроса? Как проявляется эффект излучения? В чем состоит правило воронки? Каковы функции контактных вопросов? Буферных? Каковы последствия использования вопросов-фильтров? Что такое функционально-психологические вопросы? Какие виды вопросов к ним относятся?
[1] 1) Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1998. – Глава 7. С.117-128;
2) Прикладная социология: учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. Колесникова Ю.С.. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С. 143-150.