double arrow

Конструирование вопросника как обеспечение стандартизации условий в количественных методах.

1

Количественные и качественные методы в социологии.

Организационные моменты, естественно, играют служебную роль при определении того, качественные или количественные методы сбора данных будут использованы. Особенностью приклад­ного исследования, проводимого всегда в неповторимых обстоятель­ствах и заставляющего исследователя постоянно учитывать проме­жуточные наблюдения и выводы, является то, что в нем неизбежно имеет место то или иное сочетание качественных и количественных методов (другое дело, что не всегда в этом отдают себе отчет).

Теоретико-методологическая основа количественных методов - представление об обществе как о системе, при этом считается, что научное знание способно рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность (О. Конт, Э. Дюркгейм, представители Чикагской школы). Своего апогея данное направление достигло к 60-м годам ХХ века, особенно четко это доминирование прослеживалось в западной социологии.

Количест­венные методы требуют гораздо больших усилий со сторо­ны организатора, вынужденного привлекать значительное число исполнителей, иметь дело — непосредственно или опосредованно - с многими людьми, выступающими в качестве соисполнителей, респондентов, интервьюируемых и т.п. Для количественных методов характерна стандартизация и формализация информации, их использование позволяет устанавливать связи между отдельными признаками изучаемых социальных явлений и процессов. Данные количественных методов легко представить в виде графического интерпретации, таблиц, рядов распределений и т.д. Стиль исследования с помощью количественных методов называется «жестким». В жесткой методологии количественного подхода традиционно используют следующие методы сбора данных:

· опрос

· социометрия

· метод экспертной оценки

· наблюдение

· анализ документов

· эксперимент

Техника их применения настолько разнообразна, что некоторые их модификации превратились в почти самостоятельные методы сбора информации, например, опрос разделился на вполне самостоятельные анкетирование и интервьюирование.

Любые количественные методы предполагают одновременную регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки.

Качественная социология отражает гуманизацию современного общества, преимущественно она направлена на изучение субъективной стороны существования общества, переориентацию от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию специфики меньшинств и ежедневной социальной практики людей, от макро- к микроанализу социальных явлений. Для нее актуальны такие вопросы, как что значит "быть врачом" или "быть учителем" и какова практика отношений "врача" и "учителя" в реальности.

Общий фокус качественных исследований концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины существования общества. Представителями качественного направления в социологии мы можем назвать Г. Зиммеля, Джордж Герберт Мида, М. Вебера, Юрген Хабермаса, Альфреда Шюца, Гарольда Гарфинкеля. Каждый из них строил свои теоретические концепции на основе субъективного подхода к исследования жизни общества. Представители данного направления считают неоправданным отход "количественников" от жизни конкретного человека, его переживаний и повседневных практик.

Поэтому, качественные методы, определяются как «мягкие» методы, а стиль исследования, проводимого с их помощью, получил одноименное название «мягкого исследования». Эти методы направлены на не на фиксацию стандартных признаков явлений и процессов, а на выявление их качества, глубины. Здесь важно не количество респондентов, а качество и глубина получаемых ответов, поэтому в качественных методах достаточно небольшого числа респондентов. Использование качественных методик в социологических исследования требует большого мастерства, опыта и профессионализма. Современная социология насчитывает несколько десятков разновидностей качественных методов, однако, наиболее популярных несколько:

· неформализованное (нестандартизированное) интервью (свобода интервьюера как в формулировке вопроса, так и в выборе темы беседы);

· фокусированное интервью («фокусировка» интервьюера на конкретной теме, глубокое изучение переживаний респондента по какой-то конкретной проблеме);

· фокус-группа (настандартизированное, фокусированное интервью с группой) – первый и наиболее популярный количественный метод;

· этнографические и исторические исследования ( наиболее частаяразновидность - биографический метод (история жизни одного человека, история семьи, какой-то группы);

· case study (изучение отдельного объекта (чаще группы) (или случая) в динамике развития путем «погружения» самого исследователя в поле исследования);

Данные исследований, использовавших качественные методы, обычно представляются в виде высказываний, документов, описания случаев.

 

Конструирование вопросника как обеспечение стандартизации условий в количественных методах.

Главная задача при организации сбора данных количественными методами — обеспечение стандартизации условий. Разумеется, стан­дартизация всех параметров проведения сбора данных — условие недостижимое, поскольку исследование проходит каждый раз в отно­сительно новой ситуации, с участием, как правило, новых лиц. Тем более что для одних исследований самым существенным из условий сбора данных окажется проведение опроса, скажем, в будний день, для других — накануне школьных каникул, для третьих — только по месту жительства, для четвертых — в общественном транспорте и т.п.

Упорядоченный список. Вопросником обычно называют список вопросов, адресованных респонденту, и более того — упорядочен­ный список. Однако в соответствии с чем следует этот список упорядочивать?

Если рассматривать вопросник с точки зрения исследователя, пред­полагающего проводить опрос, то он — средство для сбора данных. Если же рассмотреть его в плане организационных сюжетов, прежде «всего, возможности обеспечить взаимодействие, сотрудничество ис­следователя, интервьюера и респондента, то он — средство общения. А это означает, что он должен осуществлять не только научно-позна­вательные, но и коммуникативные функции. В этой связи западногер­манская исследовательница Э. Ноэль-Нойман говорит об особой " дра­матургии опроса ", учете психологии респондента.

Говоря об упорядоченности, следует иметь в виду коммуникативные функции этого инструмента. Упорядочен должен быть не только собственно список вопросов, расположенных в логической последова­тельности, объединенных единой тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он вклю­чит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить контакт с респондентами, создать и поддерживать у них установку на сотрудничество, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т.п., по возможности снижать последствия проявления стиля респондента.

Чтобы стать средством общения, список вопросов следует адаптировать к ситуации взаимодействия. Процесс адаптации списка обращенных к респондентам вопросов с учетом требова­ний организации сотрудничества участников называется кон­струированием вопросника. Такое конструирование, разумеется, в первую очередь - - забота исследователя, ответственного за содержательную сторону работы. Однако организатор должен иметь в виду, что исследователи нередко проявляют склонность пренебрегать коммуникативными аспектами разрабатываемого инструментария, недооценивать специфику взаимодействия, воз­никающего в ходе полевых работ.

В задачи конструирования вопросника входит:

· создание и поддержание у респондентов установки на сотрудни­чество;

· вселение в них уверенности в их способности ответить на все предложенные вопросы;

· обеспечение доверительности отношений;

· создание впечатления о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы;

· освобождение ответов респондентов от воздействия предшествующих вопросов и ответов на них; поддержание постоянного интереса к работе над вопросами.

Решение многих задач достигается также

· за счет специальной работы над инструкцией интервьюеру (об этом в следующих лекциях),

· редактированием отдельных трудных, тенденциозных или деликатных вопросов,

· подгогонкой места и выбором времени опроса или интервью и т.п.

Это, однако, не отменяет необходимости решать названные задачи при конструировании вопросника. Разнообразные препятствия на пути общения с респондентами могут быть преодолены только сочетани­ем различных приемов, позволяющим социологу активно строить свои отношения с ними, а не ждать, пока они как-то устроятся сами по себе.

Последовательность вопросов. Участие в исследовании, как уже отмечалось, представляет собой для человека достаточно необычный вид деятельности. К ней не все могут быть готовы в силу разнооб­разных причин. Если сразу обрушить на респондентов серьезные и важные вопросы, многие могут отказаться, поскольку к ответу просто не будут готовы. Как же быть в такой ситуации?

Известно, что любое общение начинается с фазы адаптации (приспособления), в процессе которой социолог реализует важные цели: создает у респондентов мотивацию участия, готовит их к исследованию. Эта фаза предусматривает восприятие интервьюера, обращение к респондентам, знакомство с целью исследования (в анкетном опросе также и инструкцию о заполнении анкеты).

Интерес респондента может быть вызван не только самим содер­жанием общения — исследованием в целом, но и его поводом -содержанием первого вопроса. На основании первого (нескольких начальных) вопросов респондент вырабатывает первое впечатление о предстоящей работе. Поэтому здесь чрезвычайно важно, чтобы впечатление это было благоприятным. Как этого достичь?

Осознавая значение первого вопроса, исследователи стремятся сделать его интересным для респондента и в то же время достаточно простым. Он оказывается контактным, так как назначение его -установление контакта с респондентами. Впоследствии, при установ­лении контакта, предмет первоначального обсуждения, в связи с которым возникли отношения сотрудничества, может быть заменен другим. Но сам дух сотрудничества в силу сопряженности актов взаимодействия сохраняется.

Контактный вопрос должен отвечать определенным требованиям.

Во-первых, он должен быть очень простым. Здесь часто исполь­зуются вопросы, касающиеся сведений чисто событийного харак­тера - - например, стажа работы, района проживания. Уместны также и вопросы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в свободное время и т.п. В ряде случаев целесообразным оказывается вопрос об интересе респон­дентов к тем или иным проблемам.

Во-вторых, контактный вопрос рекомендуется делать настолько широким, чтобы на него мог без труда ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувство­вать себя уверенно. У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказываться полнее.

В-третьих, ответ на контактный вопрос, если он формулируется как "да-нет", должен по возможности вызывать положительный ответ всех респондентов. Здесь важно отметить, что ответ "нет" может негативно повлиять на все последующие ответы, отношение респондента к вопросам, интервью в целом.

Это требование к контактным вопросам продиктовано необхо­димостью выработки и поддержания у респондента представле­ния об общности взаимодействующих сторон. Дело в том, что и начале общения стороны, заинтересованные в поддержании кон­такта, признают, подчеркивают, открывают как можно больше того, что могло бы быть использовано в качестве их совместной характеристики, как основание для установления согласия отно­сительно наиболее общих целей общения. А поскольку за это ответственен организатор исследования, в его интересах обеспе­чить респондентам возможность выразить желание участвовать в исследовании, во-первых, сообщив об общности интересов, ин­формируя респондента о цели исследования; и, во-вторых, спро­воцировав позитивный ответ на контактный вопрос.

Изначально основанное на интересе респондента и его уверен­ности в своих силах, такое сотрудничество создает благоприятный во многих отношениях фон для дальнейшей реализации целей исследования. Облегчаются ответы на вопросы, снимается напря­женность (сами респонденты признаются, что вопросы уже не кажутся им "странными"). У них возникает самостоятельная потреб­ность развивать свои мысли, высказываться полно и по существу.

Вовсе не обязательно, чтобы контактный вопрос "работал" непо­средственно на содержание исследования. Главная его функция — в облегчении взаимодействия. Приходится, начав интервью, как бы вводить людей в курс дела, вырабатывать у них некоторые навыки формулирования ответов.

Для этого в дальнейшем, после установления контакта, обычно используют правило воронки.

Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начале интервью вопросов наиболее простых, а затем все более сложных. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно не просто отвечать, но одновременно приобрести и затем сохранять уверен­ность в своей способности выступать в такой роли.

Примерно в середине беседы располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Факт сопряженности (взаимной обусловленности) действий, в дан­ном случае — ответов, позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свобод­но, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. После этого, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, вновь задаются более простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т.п. Чаще всего в финале ставятся вопросы "объективки" (или т.н. «паспортичка») — пол, возраст, образование и т.п.

Эффект излучения. Хотя конструирование вопросника — содер­жательная сторона исследования, организатору необходимо иметь в виду возможные последствия некоторых его (вопросника) недоче­тов, связанных, в частности, с конкретными последствиями приме­нения "правила воронки". Речь идет об "эффекте излучения" и соотношении ответов на общие и частные вопросы.

Приведенный ранее принцип расположения вопросов по мере нарастания, а затем резкого убывания их сложности не лишен и определенных недостатков. Во-первых, он основан на предположе­нии, что респонденты в своих рассуждениях о предмете исследова­ния будут иметь ту же установку, придерживаться той же "системы координат", что и социолог, а именно ощущать возрастающую сложность вопросов. Во-вторых, этот принцип не учитывает, что вопрос воспринимается не сам по себе, не изолированно, а контексте с другими. Таким образом, признать, что ответы на простые вопросы служат только получению информации и оказываются средством разминки — значит существенно упростить процесс работы респондента над вопросами. Поясним это обстоятельство.

Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно задают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимное влияние вопросов называется эффектом излучения, или эффектом эха.

Если низкооплачиваемому рабочему задать вопрос: "Намерева­етесь ли Вы в ближайшее время начать искать другую работу" после вопроса о заработной плате, вероятность утвердитель­ного ответа повышается. А если тот же самый вопрос поста­вить после выяснения, скажем, перспектив роста зарплаты или преимуществ гибкого графика, возрастает вероятность полу­чить отрицательный ответ.

Факт взаимного влияния ответов на разные вопросы учитывается при составлении вопросника.

Так или иначе, но каждый ответ формулируется в определенной, "системе координат", которая создается не только самим вопросом, но и предшествующими, всей ситуацией интервью в целом. Что же касается "эффекта излучения", то установка, или готовность отве­чать в определенном. русле, плане, тоне, сложившаяся в одном вопросе, приложима и к последующим. Она закрепляется. Респон­денты переносят ее на другие вопросы, что подвергает ответы бесконтрольному влиянию. Эти ответы начинают соответствовать содержанию не только (а возможно, и не столько) данного вопроса, но и предшествующего.

Так, если у респондента спросить, когда он читал художест­венную литературу, а вслед за этим сразу попытаться узнать о любимых занятиях в свободное время, то "литература" — это первое, что придет в голову и с наибольшей вероятностью будет упомянуто. Такая подсказка влечет изменения в ответах о любимых занятиях в часы досуга, по сравнению с ответами, полученными в условиях, когда подобный вопрос не предшество­вал, а следовал за вопросом о досуге.

Оказалось, например, что изначальное признание в неинформи­рованности, несмотря на попытки отвлечь опрашиваемого, сильно влияло на самооценку интереса к политической жизни, даже когда вопросы, ответы на которые подвергались влиянию предшествую­щих вопросов, не шли один за другим, а были разделены. Статья американских исследователей, описывающая этот эксперимент, так и называется: "Каким может быть мой интерес к политике, если я уже сказал Вам: "Я не знаю"!?'.

Величину влияния одного ответа на другой рассматривали в связи с изучением политической информированности. Сначала респондентам задавали вопрос-тест о политической информи­рованности ("Назовите..."). Затем в течение десяти минут участники беседовали на различные темы, не относящиеся к первому вопросу (работа городского транспорта, обучение детей и т.п.), чтобы дать респонденту возможность забыть свой ответ, отвлечься от него. В финале интервью респондентов просили оценить собственный интерес к политике.

Авторы статьи полагают, что влияние первого негативного ответа на последний, также негативный, обусловлено не только тем, что респондент сам начинает осознавать свою неинфор­мированность и незаинтересованность, но и тем, что призна­ется в своей неинформированности интервьюеру. Он хочет выглядеть в глазах последнего человеком достаточно последова­тельным., что и вынуждает давать отрицательный ответ также и на последний вопрос. (Отметим, что в данном случае стремление респондентов не ударить лицом в грязь перед интер­вьюером проявилось в желании казаться не более информирован­ными, а более последовательными).

Пока можно лишь предполагать, что в опосредованном общении ответ на каждый вопрос воспринимается как более изолированный акт, чем в непосредственном общении с интервьюером. При запол­нении анкеты у респондента нет такой необходимости поддержи­вать свой образ у партнера по общению, как во время интервью, и взаимовлияние ответов, возможно, будет здесь выражено слабее. Сказанное, однако, нуждается в более тщательном изучении.

Общие и частные вопросы. Правило воронки предполагает, что интервью начинается с наиболее общих вопросов и лишь постепен­но они конкретизируются, что позволяет постепенно вводить рес­пондента в ситуацию исследования. Такой путь вполне оправдан. Однако, избрав его, мы должны иметь в виду следующее обстоя­тельство. Респондент одновременно с навыками работы приобрета­ет и уже упомянутую установку. А эта установка по-разному про­является в зависимости от характера и содержания вопросов, в частности, от их абстрактности/конкретности.

Общие вопросы-самооценки об интересе к политике и религии, поставленные до и после частных вопросов о политическом и религиозном поведении респондентов, набрали неравное количе­ство "голосов". Во втором случае респонденты заявляли о своем интересе гораздо чаще. В то же время общие оценки энергети­ческой и экономической ситуации оказались в весьма незначи­тельной степени подверженными воздействию постановки частных вопросов об источниках энергии и доходах респондента, заданных до или после них. Таким образом, общее решение не всегда предполагает конкретное, в то время как последнее сильно влияет на общее'.

Применение вопросов-фильтров. Назначение фильтров состо­ит в том, чтобы экономить время и усилия части респондентов, которым задают вопросы, непосредственно их касающиеся. Од­нако такие вопросы представляют собой не чисто механическую преграду для определенных групп респондентов. Они выполняют свои функции более или менее успешно в зависимости от того, как респонденты их осмысливают, как относятся к наличию той характеристики, на выявление которой фильтры нацелены.

Использование фильтров приводит к пропускам ответов, кото­рые вызываются не только сознательным переходом части респон­дентов к вопросам, на которые они могут ответить, минуя не относящиеся к ним, но и некоторыми другими факторами. Напри­мер, выяснилось, что использование серии фильтрующих вопросов ("Если у Вас высшее образование, то...?"; "Если у Вас высшее гума­нитарное образование, то...?"; "Если у Вас высшее гуманитарное образование и Вы проходили практику в средней школе, то...?") хотя и является способом расположения вопросов, очень удобным для социолога, оно чрезвычайно усложняет восприятие вопросов рес­пондентами, особенно в письменном общении. Иногда оно приводит к настолько существенному числу пропущенных ответов, что все исследование оказывается под угрозой.

Вопрос-фильтр о самооценке интереса респондента к предвы­борной кампании задавался до и после вопроса о значении выбо­ров. Во втором случае респондентов, склонных считать себя "очень заинтересованными", оказалось гораздо больше. Измене­ние расположения фильтра сказалось главным образом на отве­тах наименее информированных респондентов".

Буферные вопросы. Довольно редко исследование бывает посвя­щено какой-то одной теме. Но даже в рамках одной темы обсуж­даются различные аспекты. Резкие и неожиданные переходы от одной темы к другой обычно производят на респондентов неблаго­приятное впечатление.

Если респонденту приходится отвечать на вопросы, которые не связаны, а отражают скорее процедуру допроса с пристрастием, то скоро от установки на сотрудничество не останется и следа.

В обычной беседе "перепрыгивание" с темы на тему часто расце­нивается как показатель низкого культурного уровня человека, невежливости, его невнимания к собеседнику. Резкие переходы от темы к теме в исследовании отражают не столько стремление к общению на основе учета интересов собеседника, сколько попытку исследователя самоутвердиться, эгоистичное стремление "выжать" из собеседника все, что только можно.

Типичный случай "перепрыгивания ", отягощенный внушаю­щим воздействием имен, отсутствием согласования паде­жей, странной последовательностью в имени и фамилии и т.п. Опубликовано в газете "Аргументы и факты", № 20, 1994 г.

НАША АНКЕТА

1. Считаете ли Вы работу правительства удовлетворительной?

а) Да.                         6) Нет.          в] Не знаю

2. Кого персонально Вы хотели бы видеть президентом России?

1) Ельцин Борис.

2) Жириновский Владимир.

3) Неверов Валерий.

4] Черномырдин Виктор. 5) Шахрай Сергей.

б) Шумейко Владимир

7] Иная кандидатура [вписать]___________

3. Считаете ли Вы. что "Гермес" способен решить жилищную
проблему в России?

а] Да.                           6) Нет.           в) Не знаю.

4.Считаете ли Вы, что "Гермес" сделает своих акционеров

состоятельными людьми и внесет весомый вклад

в возрождение экономики России?
а) Да.                     б) Нет.           в! Не знаю.

Ваш ответ на эту анкету поможет "Гермесу" и впредь оставаться на верном пути.

 

Чтобы освободить респондента от подобных ощущений, используются так называемые буфер­ные вопросы и формулировки.

Во-первых, они играют роль своего рода "мостиков" при переходе с темы на тему.

После обсуждения ряда производственных проблем дается такая формулировка: "Свободное времяэто не только время, необходимое нам для восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это возможность для всестороннего развития личности. Поэтому просим Вас ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы".

Или, напротив, после вопросов о досуге дается такая форму­лировка: "Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи в труде небез­различны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотим пого­ворить с Вами о работе".

С помощью буферного вопроса (в такой функции здесь выступал не собственно вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей. Тем самым он использует простое и в то же время достаточно эффективное средство, чтобы создать у них впечатление о большей симметричности общения. Исследователь не просто вежливо предлагает респондентам переключить их внимание на другую тему, но и поясняет, зачем это нужно.

Во-вторых, буферные вопросы отчасти нейтрализуют "эффект излучения". В таком качестве могут выступать любые содержательные вопросы, не связанные непосредственно с теми, взаимное влияние которых предполагает социолог.

Как и любые другие, буферные вопросы могут оказаться не ней­тральными для респондентов и, следовательно, повлиять на содержа­ние и наличие их ответов. Знание социологом, что тот или иной вопрос выступает как функционально-психологический, еще не обеспечивает того, что он исполнит свою роль так, как предполагается. Чтобы предположения социолога оправдались, необходимо проводить специ­альные методические эксперименты в этой области.

Контактные вопросы, вопросы-фильтры являются функциональ­но-психологическими, также как и буферные. Это означает, что главное их назначение не в побуждении респондента к "выдаче" содержательной информации, а в адаптации последнего к условиям исследования, процедуре выработки ответов.

Для создания впечатления о большей симметричности общения перед некоторыми вопросами необходимо вставлять формулировки типа: "А как Вы лично считаете", "Интересно, а...?", "(где, сколько, зачем...), на Ваш взгляд,..?" и т.п.

Хотя последствия содержательного воздействия тех или иных вопросов находятся вне рамок компетенции собственно организа­тора, их следует иметь в виду в качестве дополнительного аргумента, если приходится отстаивать организационные потребности при конструировании полевых документов.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1