Показатели рентабельности связаны со всеми показателями производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции, оборачиваемостью оборотных средств, ассортиментом и качеством продукции и т.д.
Поэтому необходимо использовать целый комплекс мероприятий для повышения рентабельности и роста массы прибыли: снижение себестоимости продукции, рациональное использование всех видов ресурсов, диверсификация производства, расширение рынка сбыта, гибкая ценовая политика, маркетинговые мероприятия по изучению рынка, его прогнозирование и т.д.
Факторы м. подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы - факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач. Их можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
|
|
Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, природоохранные мероприятия, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На рентабельность, косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников.
Производственные факторы: наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов - основные факторы роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.
Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся: изменение объема и времени работы средств труда, строительство новых цехов и др.
Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся: повышение качественных характеристик и производительности оборудования; использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки; повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции.
Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников; конкуренция и спрос на продукцию предприятия; государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.