Рассматривая графическое произведение искусства, мы часто не задумываемся над тем, из каких элементов оно состоит. Многообразие впечатлений, которое возникает у нас при просмотре графических изображений, создает у нас впечатление, множества графических форм из которых оно состоит. Однако в основе всех произведений искусства лежат простейшие графические формы фронтальной композиции: точка, линия, пятно.
Точка. Графические изображения точки в ФК.
Линии. Типы (прямые, отрезки, ломаные, кривые), характер начертания.
Толщина. Свойства и качества линий (замкнутые, незамкнутые, толстые, тонкие, прерывистые, постоянные и т.д.)
А.Дюрер дал следующее определение точки:
Точка это элемент, не имеющий ни длинны, ни ширины, ни толщины. Она не занимает никакого пространства, неделима, но для наглядности изображается в виде точечного знака.
В пропедевтике точкой мы будем называть значительно малую композиционную форму по сравнению с другими элементами композиции. Графически она может быть представлена как геометрически плоская или объемная фигура свободного начертания, или быть заполнено сплошной заливкой.
|
|
Линия является самым распространенным средством изображения. Восприятие объекта происходит посредством движения глаз. Глаза прослеживают контур объекта его наружную линию, и границы поверхности объекта, как линейные очертания.
Контур воспринимается человеком не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характеризующее структурные качества предмета.
Сознание человека воспринимает контур как часть конструкции, делая поправки на перспективу, особенности освещения, и положения в пространстве.
Контурное или линейное восприятие предмета передает содержательную информацию о размере массе, форме, ракурсе объекта.
Линия является основой тонального и цветного изображения.
Линия обретает выразительность, на контрасте с бумагой. На степень контрастности этого соотношения влияют: толщина линии наклон, кривизна, протяженность. Ими определяется плоское или пространственное восприятие изображения, статичность и динамичность.
Линии могут быть различной фактуры. В линейной графике возможна линейная имитация тона – штриховка.
Линию можно воспринимать как ряд точек, как имитацию движения точки, как чередование отрезков, создающих ритм, как композиционную основу – оси композиции.