Распределение товарооборота на составные части

Структура товарооборота

 

Распределение товарооборота по составным частям можно рассматривать как сегментирование рынка и отражение структуры реализованного спроса, что в свою очередь является составным элементом характеристики конкурентоспособности аптечной организации.

 

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия явля­ется наиболее полное обеспечение спроса населения высококачествен­ной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

■ оценка динамики основных показателей объема, структуры и качест­ва продукции;

■ определение влияния факторов на изменение величины этих показа­телей;

выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резер­
вов.

Объем производства может выражаться в натуральных, условно натуральных и стоимостных показателях, в единицах трудоемкости. Ос­новными показателями объема производства являются валовая и товар­ная продукция. Валовая продукция это стоимость всей произведен­ной продукции и выполненных работ, включая незавершенное произ­водство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отлича­ется от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действую­щих отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость). В на­стоящее время на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция совпадает с товарной.

Кроме показателей валовой и товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фон­доотдачи и других показателей эффективности производства применя­ются показатели чистой (условно чистой) и нормативночистой про­дукции. Величина норматива чистой продукции определяется путем ис­ключения из отпускной цены материальных затрат, включая амортиза­ционные отчисления. Норматив может быть также рассчитан как сумма затрат на заработную плату со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элементов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показателей выполнения плана по объему чис­той и товарной (валовой) продукции обусловлено снижением или повы­шением материалоемкости фактически выпущенной продукции. Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определя­ется отпускной ценой, включая НДС. При анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции применяются натуральные показатели. Условнонатуральные, как и стоимостные, показатели при­меняются для обобщенной характеристики объемов производства про­дукции.

Объектами анализа являются:

- объем производства и реализации продукции как в целом, так и по ассортименту;

- качество товарной продукции;

структура товарной продукции;

ритмичность производства и реализации продукции.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики ва­ловой (товарной) продукции на основе расчета базисных и цепных тем­пов роста и прироста. Для изучения динамики объема производства ис­пользуют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.

Анализ факторов, влияющих на динамику товарооборота и степень выполнения плана. На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы:

- факторы, связанные с товарными ресурсами;

- факторы, связанные с численностью работников и эффектив­ностью их труда;

- факторы, связанные с эффективностью использования матери­ально-технической базы аптечной организации и режимом ее ра­боты.

Основной фактор увеличения товарооборота — обеспе­ченность аптечной организации товарными ресурсами и их рацио­нальное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния то­варных запасов. Эта зависимость может быть выражена с помощью формулы товарного баланса:

Р = Он + П - Ок

где Р — объем розничного товарооборота;

Он — запасы товаров на начало периода;

П — поступление товаров;

Ок — запасы товаров на конец периода.

 

При этом, на выполнение плана и динамику розничного товарообо­рота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары, находящиеся в запасе, пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрица­тельно влияют завы­шенные товарные запасы на конец периода.

Используя способ разниц мож­но определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота аптеки

 

18. Планирование объема реализации населению.


Планирование розничного товарооборота аптеки

 

План товарооборота – это оценка будущих продаж в денежном выражении за определенный период времени.

 

 

Прогнозная величина розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития аптечной организации, поскольку от величины товарооборота аптеки зависят объем валовой и чистой прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптеки начинается с прогноза годового объема товарооборота.

При прогнозировании товарооборота ставятся следующие цели:

- Экономически обосновать объем реализации в соответствии с динамикой платежеспособного спроса населения и товарного предложения.

- Привести структуру реализации в соответствие с организацией сбыта.

При планировании общего объема розничного товарооборота аптеки могут быть использованы различные методы прогнозирования, рассмотренные в третьейглаве.

Обоснованность применения того или иного метода зависит от достоверности и объема исходной информации о динамике объема реализации и факторов, влияющих на него, возможности получения информации и т.д.

Кроме того, при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот мо­мент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сна­чала определяется ожидаемый товарооборот текущего года, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую его величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предус­мотренного планом на оставшуюся часть года:

Рожид. = Рфакт. 9мес. + РпланIV кв.

где Рожид. — ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Рфакт. 9мес. — фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетно­го года, руб.;

РпланIV кв. — планируемый объем товарооборота за IV квартал отчет­ного года, руб.

 

Факторы, влияющие на товарооборот населению и организациям, отличаются, и поэтому планирование объема продаж конечным и институциональным потребителям производится раздельно.

Планирование товарооборота конечным потребителям. Наиболее простым способом планирования товарооборота является метод динамических показателей. При этом разрабатывается годовой план показателя с последующей разбивкой по кварталам или месяцам.

19. Планирование объема реализации институциональным потребителям.

Прогнозирование товарооборота институциональным потребителям. В настоящее время большинство ЛПУ и других организаций приобретают ЛС и другие товары аптечного ассортимента непосредственно у оптовых посредников или производителей.

В тех аптеках, где в объем реализации входят продажи ЛПУ, основными факторами, влияющими на товарооборот, являются:

- коечный фонд и его изменение;

- профиль ЛПУ;

- ассигнования, выделенные ЛПУ на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

- размер средств ФОМС и добровольного страхования;

- наличие формуляров и их стоимость;

- дополнительные ассигнования.

 

План товарооборота организациям равен ассигнованиям, выделенным данным организациям на закупку ЛС и других товаров аптечного ассортимента.

 

При расчете объема реализации организациям может быть также применен метод динамических показателей, однако, наиболее точным является ориентирование на предполагаемый размер ассигнований.

Пример 6.9.

Планирование розничного товарооборота институциональным потребителям

Показатель В текущем году В планируемом году
Ассигнования на 1 койко-день, руб. 3,43 6,54
Коечный фонд ЛПУ 500 500
Функционирование койки, дней 345 345

План товарооборота организациям (ЛПУ) = 6,53 * 500 * 345 = 1126 тыс.руб.

Структура объема реализации Признак Составные части Характер потребителя Объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования Объем продажи товаров организациям – институциональным потребителям (больницы, санатории, детсады), через которые осуществляется совместное потребление.
Продажа осуществляется за наличный и безналичный расчет.

20. Методики планирования реализации, распределения объема реализации по кварталам, по составным частям.

Распределение то по кварталам:

После определения годового ТО производят распределение его по кварталам. Динамика квартальных и месячных товарооборотов отличается от годовых и характеризуется неравномерностью и выраженными колебаниями. При распределении ТО по кварталам учитываются сложившиеся соотношения в прошлых периодах: сезонные колебания обусловленные спросом и предложением на отдельные товары аптечного ассортимента и др.Традиционная методика распределения по кварталам: рассчитывают удельный вес в % товарооборота каждого квартала в общем товарообороте базисного года и сложившиеся соотношения сохраняют на планируемый период, аналогично распределение ТО по месяцам. Значительное влияние на распределение ТО по кварталам и месяцам оказывает сезонность потребления ЛС. Сезонные колебания – повторяющиеся из года в год изменения в определенные промежутки времени.

Методы анализа и прогнозирования квартальных и месячных объемов ТО с учетом сезонности:

1. Метод относительной средней – в основе которого лежит сопоставимость ТО только внутри года, поэтому влияние индекса цен не учитывается. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном обороте не менее чем за 3 года, при этом не важно в каких ценах (сопоставимых, фактических) ведутся расчеты.

Методика ТО по сезонным колебаниям основывается на их экстраполяции, те на предположении что параметры сезонных колебаний сохраняются до прогнозируемого периода. Для измерений сезонных колебаний обычно исчисляют индекс сезонности. Рассчитанные средние индексы сезонности можно положить в основу ТО на следующий год.

Распределение то по составным частям:

Методика распределения заключается в определении удельного веса каждой составной части ТО в текущем году и сохранение этого соотношения на прогнозируемый период. Аналогичные методические подходы используются если ТО разделен на составные части на основе иных признаков экономические показатели ТО мелкорозничной сети рассчитывают аналогично показателям аптеки.

Распределение товарооборота по составным частям. Для более точного контроля за динамикой продаж в различных сегментах рынка необходимо проводить распределение объема товарооборота по составным частям.

Методика распределения заключается в определении удельного веса каждой составной части товарооборота в текущем году и сохранении этого соотношения на прогнозируемый период. Так, в примере 6.14 представлено распределение товарооборота конечным потребителям по способу продажи.

 


Пример 6.14.

Распределение товарооборота на составные части

Показатель

Всего

В т.ч. по составным частям

Объем продаж по рецептам Объем продаж по безрецептурному отпуску
Товарооборот (текущий год), тыс. руб. 12109 3027,25 9081,75
Удельный вес в товарообороте каждой составной части, % 100 25 75
План товарооборота, тыс. руб. 14438,2 3609,5 10828,7

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: