Существуют экспортные и импортные внешнеторговые квоты

Квоты на импорт товаров вводятся:

- для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

- для ограждения национального рынка от "размывания" дешевой продукцией из развивающихся стран.

В основном квотирование импорта применяют страны с развитой рыночной экономикой. Например, в Японии контингентирование импорта распространено на более, чем 70 товарных наименований, многие из них являются основными продуктами японского сельского хозяйства (молоко, молочные продукты, говядина и др.). А так как в этой стране издержки производства в сельском хозяйстве более высокие, чем в других странах, то через квотирование правительство поддерживает своих аграрных предпринимателей.

Квоты на экспорт вводятся, во-первых, на продукцию, дефицитную на национальном рынке, и, во-вторых, в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами.

Квотирование экспорта применяют как развитые, так и развивающиеся страны. Оно широко используется в России. Общий объем товаров, экспорт которых квотируется, составлял в начале 90-х годах около 70%. Цель квотирования по отношению к сырьевым товарам, в том числе энергоресурсам, состоит в том, чтобы сохранить товары для потребления на внутреннем рынке, поддержать отрасли промышленности, использующие дешевое сырье.

Существуют, также:

- квоты глобальные – устанавливаются на импорт определенного товара из всех или из группы стран (напр, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе и др.

- квоты сезонные

- тарифные квоты – т.е. в пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США таким образом регулируется импорт молока, рыбы, картофеля, некоторых типов мотоциклов.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ.

Лицензия — выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных опе­раций.

Внешнеторговые лицензии подразделяются на три основных вида:

- открытые генеральные лицензии;

- индивидуальные (разовые) лицензии;

- автоматические лицензии.

Открытая генеральная лицензия публикуется в печати и является основанием для беспрепятственного ввоза или вывоза товара, включенного в списки, любым физическим или юридическим лицом. Она выдается на один календарный год, причем внешнетор­говые операции осуществляются по одной или нескольким сделкам;

Генеральные лицензии распространены в экономически развитых странах.

Индивидуальная (разовая) лицензия выдается экспортеру или импортеру (то есть, конкретной фирме) для каждого в отдельности товара с указанием его количества, стоимости, периода действия лицензии.

Т.е. она оформляется по каждой отдельной сделке.

Такая лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск товаров через государственную границу. Выдачу разовых лицензий часто применяют развивающиеся государства при условии принятия партнерами определенных обязательств (импортером - об экспорте определенной продукции, экспортером - о приобретении местных товаров и т.д).

При автоматическом лицензировании государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт. Таким образом в США ведется наблюдение за импортом станков из Германии и Швейцарии, за всем импортом баранины. В Канаде ведется наблюдение за поставками стали и т.д.

Эффективность лицензии (то есть, действенность ее для государства) определяется тем методом, с помощью которого распределяются лицензии. В мировой практике используются следующие методы:

- открытый конкурс;

- явное предпочтение;

- затратный метод.

Наиболее эффективным для государства является открытый конкурс, при котором лицензию получает фирма, имеющая возможность заплатить за право ввоза товара максимальную сумму. 

Более широко распространен метод явных предпочтений, когда государство закрепляет лицензии за фирмами, пользующимися особыми льготами. Как правило, это фирмы, традиционно специализирующиеся на импорте данного товара. Затратный метод распределения лицензий - это передача лицензий в зависимости от наличия производственных мощностей, количества рабочих. Это наименее эффективный метод.

 

Лицензии выдаются компетентными федеральными органами испол­нительной власти, уполномоченными Правительством РФ:

1. Мин-во экономического развития лицензирует товары двойного применения: отдельные виды оборудования, сырья, материалов, технологий, которые могут быть ис­пользованы как для производства гражданской продукции, так и для про­изводства вооружений; химикаты, оборудование, имеющие мирное на­значение, но пригодные и для создания химического оружия; оборудова­ние, технологии и материалы, используемые для создания ракетной тех­ники; наркотические средства, яды; ядерные материалы и технологии, соответствующее оборудование; изделия с со­держанием драгоценных металлов и камней, янтаря.

2. Министерство здравоохранения РФ выдает лицензии на лекарствен­ные препараты, фармацевтические продукты и материалы, дикорастущие растения, диких животных, кости ископаемых животных.

3. Главное управление государственного надзора за связью в России выдает лицензии на радиоэлектронные средства, высокочастотные уст­ройства.

КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ

Контингентирование — вид лицензирования, предполагаю­щий ограничение номенклатуры товаров по экспорту или импорту в пределах устанавливаемых государством количе­ственных или стоимостных квот на определенный период вре­мени. Контроль за выдачей квот ведется также через предос­тавление лицензий. В настоящее время в РФ не применяется.

 

 

ДОБРОВОЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭКСПОРТА - это сравнительно новая форма государственного протекционизма..

"Добровольное" ограничение экспорта означает обязательство одного из партнеров, под угрозой применения к нему санкций (например, начала «Торговых войн», ограничить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Таким образом, торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей страны.

По существу, это разновидность импортных квот, которые создают видимость сокращения объема поставок по инициативе самого экспортера.

Например, под давлением правительства США Япония в 1989г.вынуждена была подписать соглашение об отказе о расширении экспорта автомобилей в течение 5 лет на американском рынке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: