double arrow

ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЗАПРЕТ (ЭМБАРГО) НА ЭКСПОРТ ИЛИ ИМПОРТ - это крайняя мера регулирования; устанавливается либо на всю торговлю со страной (сравнительно редко), либо на торговлю определенными товарами по инициативе правительств и по решению международных организаций, прежде всего ООН.

Причинами введения запрета могут быть следующие:

- политические соображения (бойкот);

- экономические (защита внутреннего рынка);                                                                                                                                             

- охрана здоровья людей (в отношении наркотиков, некоторых лекарств, медицинских препаратов);

 - экологические (ядохимикаты);

- религиозные (спиртные напитки);

- моральные (порнографическая и другая нежелательная литература).

     Применяются, также:

- условное эмбарго;

- запрет на экспорт или импорт, если поставщик не соблюдает определенные требования (обычно в отношении продуктов питания, овощей, фруктов, лекарств);

       - временное эмбарго (на сельскохозяйственные товары в период сбора урожая в импортирующей стране или при эпидемических заболеваниях в экспортирующей стране).

             

                                  3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обязательной сертификации подлежат товары и услуги, от качества которых зависят здоровье и жизнь человека, со­стояние окружающей среды. В отношении других групп товаров действует система добровольной сертификации на основе соглашений покупателя и продавца.

Список товаров, подлежащих обязательной сертификации (т.е. определению их соответствия действующим россий­ским стандартам и регламентам), устанавливает Правитель­ство Российской Федерации

Импортируемая продукция, ввозимая на российскую территорию, должна отвечать требованиям безопасности, установленным российским ГОСТом. Протоколы, полученные зарубежным продавцом или производителем товара за пределами РФ, недостаточны для таможенного оформления вво­за товара на территорию России. Требуются еще сертификаты соответствия, выдан­ные по правилам системы сертификации. Они могут также свидетельст­вовать о признании зарубежных сертификатов.

Для выдачи сертификата соответствия по ряду пищевых товаров необходимо предварительно получить ветеринарный (мясные изделия), гигиенический сертификата (дет­ское питание, упаковочные материалы пищевых продуктов, табач­ные изделия, парфюмерия и др.), выдаваемые органами Госсанэпидемнадзора на определенный вид продукции (а не на каждую поставку) с указанием срока его действия. Реквизиты этих серти­фикатов вносятся в Сертификат соответствия, что освобождает импортера от необходимости постоянного предъявления гигиени­ческого сертификата.

Регулирование валютных операций и валютный контроль

Валютные ограничения - это система правил, регламентирующих операции с валютными ценностями, в том числе с национальной и иностранной валютой, золотом, ценными бумагами и т.д.

К текущим валютным операциям относятся преимущест­венно

 - переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

- получение и предо­ставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

- переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов и прочие операции, связанные с движением капи­тала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ.

К валютным операциям, связанным с движением капита­ла, относятся

- прямые и портфельные инвестиции,

- предо­ставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, услуг и работ;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней, иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями

 

В условиях дальнейшей либерализации внешнеэкономи­ческой деятельности государство сохраняет за собой функ­цию контроля, регулирования и надзора за важнейшими валютными операциями участников этой деятельности. Таким образом, значительное внимание уделяется вопросам совершенст­вования валютного контроля.

Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодатель­ства при осуществлении всех видов валютных операций.

Основные направления валютного контроля в Российской Федерации включают:

- определение соответствия проводи­мых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверку выполнения резидентами обязательств в иност­ранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже инвалюты на внутреннем валютном рынке РФ;

- проверку обоснованности платежей в инвалюте и др.

Агентами валютного контроля на территории Российской Федерации являются уполномоченные банки и другие кре­дитные организации, которые подотчетны ЦБ и получили лицензию на ведение валютных операций. Они обязаны осуществлять кон­троль за проводимыми резидентами и нерезидентами валют­ными операциями, за соответствием этих операций. законодательству, условиям лицензий и разрешений, а так­же за соблюдением ими актов органов валютного контроля

Базовым документом для осуществления валютного кон­троля за эк­спортными (с 12 октября 1994 г.) и импортными (с 26 июня 1995 г.) операциями является паспорт сдел­ки (ПС). Он который составляется экспортером или импортером по каждому заключенному им контракту и подписывается соответст­вующим уполномоченным банком. ПС оформляется банком при предъяв­лении ему контракта и содержит в себе реквизиты участни­ков сделки и условия контракта. Подписав ПС, банк откры­вает досье на импортера (экспортера) и принимает контракт на расчетное обслуживание, взимая комиссионные в размере 0,15% стоимости контракта. Копия ПС входит в перечень обязательных документов, предъявляемых декларантом при таможенном оформлении груза.

За отсутствие или неправильное ведение учета валютных операций, непредставление или несвоевременное представ­ление органам и агентам валютного контроля документов и информации резиденты, включая уполномоченные бан­ки, и нерезиденты несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая была не учтена или учтена не­надлежащим образом.

 

 

4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,

УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ МИРОВОЙ

ТОРГОВЛИ.

В регулировании внешней торговли активное участие принимают международные экономические организации. Их деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

- либерализация торговли и совершенствование правил торговли;

- усиление регионального торгово-экономического сотрудничества между определенными группами стран;

- установление равноправных отношений между всеми странами-участницами торговли и более благоприятного (преференциального) режима в торговле для стран, отставших в экономическом развитии.

Согласно издаваемому в Бельгии Союзом международных организаций ежегоднику "Jearbook of International Organizations" всего в мире занимаются вопросами внешнеэкономической деятельности около 300 международных организаций, играющих различную роль в регулировании торговых отношений. Главными из них являются следующие:

1. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)

(General Agreement on Tariffs and Trade - GATT), преобразованное в настоящее время во Всемирную торговую организацию (ВТО).

2. Конвенция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (United Nation Conference on Trade and Development - UNCTAD) Основана в 1964г., насчитывает свыше 160 стран-членов, штаб-квартира находится в Женеве. СССР с момента основания являлся полноправным членом ЮНКТАД.

3. Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК) (United Nation Economic for Europe - ECE) Основана в 1947г., членами являются 35 стран, в том числе США и Канада (так как принимали активное участие в восстановлении экономики стран Западной Европы после второй мировой войны. Штаб квартира находится в Женеве. Эта организация создана для содействия развитию сотрудничества стран Европы; в прошлом являлась единственной международной организацией, рассматривающей вопросы экономических отношений Восток-Запад. СССР являлся полноправным членом ЕЭК с момента ее создания; в 1983 г. СССР присоединился к Конвенции международных дорожных перевозок грузов.

4. Международная торговая палата (МТП) (International Camber of Commerce - ICC). Основана в 1919г., членами являются свыше 1500 национальных союзов предпринимателей и свыше 6000 крупных фирм из более чем 100 стран. Штаб-квартира находится в Париже; имеет зарубежные представительства в более чем 50 странах. МТП - самая авторитетная в мире международная организация предпринимателей, т.е. межправительственная. Целью ее создания является улучшение условий экономических отношений между странами, установление международных контактов деловых кругов. С 1 января 1993г. торгово-промышленная палата Российской Федерации стала полноправным участником МТП в качестве "члена национального уровня". Это открывает доступ к информационным материалам МТП по многим вопросам организации международного бизнеса, дает возможность заинтересованным организациям и их представителям участвовать в работе всех органов МТП, в том числе в различных технических комиссиях, позволяет рассчитывать на содействие МТП в повышении квалификации новых российских участников ВЭД.

5. Совет таможенного сотрудничества (СТС) (Customs Cooperation Council - CCC). Основан в 1959г., насчитывает свыше 110 стран-членов, штаб-квартира находится в Брюсселе. СТС создан в интересах расширения сотрудничества стран по таможенным вопросам: унификации и рационализации таможенных документов и процедур, сведения к минимуму таможенных формальностей; это способствует росту и повышению эффективности торгово-экономических связей. В июне 1991г. СССР был принят в полноправные члены СТС. Участие в работе Совета позволяет совершенствовать деятельность таможенных служб в соответствии с международными нормами и правилами применительно у условиям рыночной экономики.

6. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization of Economic Cooperation and Development - OECD). Основана в 1951г., членами являются 24 страны Запада, штаб-квартира находится в Париже. ОЭСР создана в целях содействия экономическому развитию как стран-членов, так и других стран, и содействия расширению международной торговли. Основное внимание ОЭСР уделяет:

- координации внешнеэкономической политики стран Запада в отношении других стран;

- политике в области предоставлении финансовой помощи развивающимся государствам.

Основным мероприятием является разработка и введение в действие Соглашения об унификации условий предоставления среднесрочных и долгосрочных экспортных кредитов при участии государственных средств (формально является рекомендацией, хотя и строго соблюдается). Соглашение предусматривает унифицированные минимальные процентные ставки, сроки кредита и доли платежа наличными покупателя товара применительно к трем группам стран в зависимости от уровня их экономического развития (богатые, среднего уровня и бедные).,к которым применяются разные, но единые для всей группы стран условия: наименее льготные к - первой группе и наиболее льготные - к третьей.

Это соглашение осложняет российским (как и другим) импортерам маневрирование при выборе потенциального поставщика машин и оборудования и иных товаров длительного пользования, закупаемых обычно в кредит, в зависимости от условий платежа.

7. Европейский Союз (ЕС) (European Union - EU).

8. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЭК) (Organization of the Petroleum Exporting Countries - OPEK). Основана в 1960г., членами являются 13 нефтедобывающих развивающихся стран (на них приходится свыше половины добычи нефти), штаб-квартира находится в Вене. Целью создания является тесное сотрудничество и координация политики в области добычи, переработки и экспорта нефти и нефтепродуктов стран-членов. Основное мероприятие - периодическое согласование странами-членами квот добычи нефти (и соответственно экспорта) в целях поддержания стабильного и относительно высокого уровня мировых цен для обеспечения требуемой экспортной выручки и оказание финансовой помощи экономически менее развитым странам. Деятельность в рамках ОПЭК существенно влияет на формирование условий экспорта российской нефти, являющейся основным источником валютных поступлений РФ.

 

ВТО

Важнейшая роль в регулировании торгово-экономических отношений стран мирового сообщества принадлежит негосударственной структуре – ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  (Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ)). Это международная организация, действующая на базе международного многостороннего соглашения, регулирующего режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Соглашение ГАТТ вступило в силу 1 января 1948 года

Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995 г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство: 145 стран-членов и 30 наблюдателей (по состоянию на февраль 2003 года.)
Бюджет: 134 млн.швейцарских франков (примерно 90 млн.долл США).
Штат Секретариата: 500 сотрудников
Глава: генеральный директор

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года.







ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для регулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Важнейшими функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются:

- предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.

 Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Вступление в ГАТТ дает странам определенные преимущества:

- страны располагают друг о друге необходимой информацией относительно их внешнеэкономической политики;

- принимают участие с правом голоса в многосторонних переговорах о конкретных путях либерализации внешней торговли;

- предоставляют друг другу статус наибольшего благоприятствования и др.

Однако, участие в ГАТТ предполагает и ряд обязательств. Государства-участники должны:

- перейти к рыночной экономике;

- ограничить использование нетарифных ограничений;

- не повышать уровень таможенных пошлин (он должен быть согласован с ГАТТ);

- не субсидировать экспорт;

- регулярно предоставлять информацию о системе управления национальной экономикой, о внешнеэкономической политике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: