Школа административного управления (1920-50): Анри Файоль (1841-1925)

Предметом исследований Файоля были вопросы управления на уровне высшей администрации.

Он разделил процесс управления на 5 основных функций (планирование, организация, мотивация, координация и контроль).

Также Файоль разработал 14 универсальных принципов управления (от которых зависит успех управления):

1) разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

2) власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты);

3) дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации);

4) единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

5) единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей);

6) подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не преобладали над интересами организации в целом);

7) вознаграждение персонала (оплата труда должна отражать состояние организации и стимулировать рабочих на работу с отдачей);

8) централизация-децентрализация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты);

9) цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным);

10) порядок (все должны знать свое место в организации);

11) равенство (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

12) стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

13) инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);

14) корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).

2) Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-н. вр.): перенос центра тяжести решения задач управления (в т.ч. коммуникации) на человека (т.е. предполагалось, что люди являются «живыми машинами», и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике).

Первым, кто обратил внимание на роль личности в организации, был Роберт Оуэн. Его идея состояла в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и т.п.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на уход за людьми (живыми машинами). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п.

Школа человеческих отношений:

Двух ученых Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мейо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии науки «организационное поведение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: