Формальные коммуникации в достаточной степени формализованы, обезличены и передаются по определенным стандартам и правилам.Они позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки. Формальные коммуникации определяются существующими регламентами:
1) организационными (например, схемой организационной структуры);
2) функциональными (например, положением об отделах и службах, содержащим раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).
Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющим иерархическую структуру управления.
Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении. Они дополняют формальные коммуникации.
Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой» (см. рисунок 5), информация в ней часто распространяется с помощью слухов (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Виды слухов и их характеристика
Виды слухов | Краткая характеристика |
1. «Мечты и чаяния» | Отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников. |
2. Слухи-«пугала» | Возникают на почве страхов и опасений работников, вызывая беспокойство в коллективе, могут нанести ущерб. |
3. «Вбивание клиньев» | Продиктованы агрессивностью, порой и ненавистью; наиболее агрессивный тип. Наносят урон как репутации компании, так и отдельных работников. |
4. Финальный слух | Вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками. |
|
|
Рисунок 5 – Виды неформальных коммуникаций «виноградная лоза»
По данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75% могут являться точными.