Тема 2. Коммуникационный процесс
План:
1) Структура и функции коммуникации;
2) Процесс коммуникации;
3) Особенности деловых коммуникаций. Формы, виды и средства деловых коммуникаций.
4) Барьеры на пути деловых коммуникаций и их преодоление.
Структура и функции коммуникации
Структуру коммуникации можно охарактеризовать, выделив в ней три взаимосвязанные стороны: перцептивную (восприятие), собственно коммуникативную (общение) и интерактивную (взаимодействие) (см. рисунок 1). Процесс коммуникации выступает в качестве единого целого, включая все эти стороны.
Рисунок 1 – Структура коммуникации
Перцептивная сторона коммуникации представляет собой процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.
|
|
Коммуникативная сторона коммуникации состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.
Интерактивная сторона коммуникации заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного взаимодействия, позволяющего партнерам по общению реализовать некоторую общую для них деятельность.
Можно также представить функции коммуникации в соответствии с содержанием самого процесса коммуникации (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Функции коммуникации в соответствии с содержанием процесса коммуникации
Наименование функции | Описание функции |
1) Контактная | Установление и поддержание контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи. |
2) Информативная | Обмен сообщениями (передача и прием истинных или ложных сведений); Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми. |
3) Интерактивная (побудительная) | Стимуляция партнера к выполнению тех или иных действий; организация взаимодействия между людьми (например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждение и поведение работника), используя различные формы взаимодействия: внушение, приказ, просьба и убеждение. |
4) Прагматическая | Взаимное ориентирование и согласование действий при совместной деятельности; позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. |
5) Экспрессивная | Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и изменение своих эмоциональных переживаний (например, с целью побудить их к работе); Означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга; Проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации. |
6) Установление отношений | Осознание и фиксирование места человека в системе социальных связей (эта функция является основной в личностном развитии; для ее осуществления требуется построение образа себя и другого участника процесса коммуникации). |
7) Социальная | Формирует и развивает культурные навыки взаимоотношений людей; Формирует мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события (благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе). |
|
|
8) Оказание влияния | Изменение состояния, поведения, содержаний сознания партнера. |
9) Статусоопределяющая | Выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. |
10) Интерпретативная | Понимание смысла сообщений и намерений, состояний партнера и т.п. В коммуникации не только отражаются события окружающей действительности, но и интерпретируются в соответствии с определенной системой ценностей (т.е. осуществляется интерпретация информации, отбор и освещение фактов с определенных позиций). |
Процесс коммуникации
Рассмотрим технологию процесса коммуникации (как он происходит).
Процесс коммуникации – это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.
Менеджеру необходимо разбираться в том, как действует коммуникация. Процесс этот включает в себя девять составляющих элементов, показанных на модели в рисунке 2.
Рисунок 2 – Модель, представляющая элементы процесса коммуникации
1. Отправитель – это лицо, собирающее информацию и передающее ее; он кодирует информацию.
Отправителем может быть любой человек (в т.ч. работник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Отправитель формулирует смысл того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации.
2. Кодирование – это процесс представления мысли в символической (знаковой) форме.
При кодировании происходит перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т.п.). Основной формой кодирования выступает язык общения.
3. Обращение (сообщение) – набор символов, передаваемых отправителем.
В результате кодирования формируется сообщение, послание (содержит данные с определенным значением, которые отправитель хочет передать желаемому получателю – идеи, факты, ценности, отношения и чувства).
Отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.
4. Средства распространения информации – каналы коммуникации, по которым сообщение передается от отправителя к получателю.
В качестве каналов используются сама среда (например, воздух, свет, вода) и различные технические устройства (например, линии связи, электромагнитные волны).
Информация может передаваться путем:
- личного общения;
- групповых встреч;
- телефонных переговоров, передачи сообщений по факсу;
- подготовки и передачи докладных и служебных записок, различных документов;
|
|
- с помощью графиков производства и отгрузки продукции;
- электронной почты, телеконференций, радиотрансляции.
5. Расшифровка (декодирование) – процесс, в ходе которого получатель придает символам, переданным отправителем реальный смысл.
Декодирование включает восприятие сообщения получателем (что получил), его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Коммуникация успешна, когда получатель получил, понял и принял отправленное сообщение. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация.
6. Получатель – это лицо, которому предназначена информация; он расшифровывает закодированную информацию.
Факторы, влияющие на восприятие получателем информации:
1) Внутренние:
- состояние человека, его потребности и ожидания, предшествующие восприятию сигнала;
- наличие чувств позитивного или негативного характера по отношению к воспринимаемому сигналу (в т.ч. предшествующего опыта);
- степень первоначальной известности получаемых сигналов;
2) Внешние:
- интенсивность передаваемого сигнала;
- подвижность сигнала;
- размер (что говорится, в каком объеме);
- состояние окружения, в котором находится человек (воздействие внешней среды).
7. Ответная реакция – набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
8. Обратная связь – часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя. Когда получатель отвечает отправителю, роли сторон меняются. Обратная связь должна поощряться отправителем информации на каждой стадии общения.
Обратная связь выражается в словах (произнесённых и написанных), действиях, поведении и подтверждает, что реципиент (от лат. принимающий) (т.е. получтель) получил и понял информацию.
Обратная связь способна принимать разные формы. Как указывает американский исследователь К. Киллен, «Она может носить форму не только слова, но и улыбки, пожатия руки, смущённого взгляда, хорошего обеда для мужа, наказания сына отцом или результата контрольной работы в классе».
|
|
Теперь рассмотрим проявление обратной связи в организационных системах.
Характеристики эффективной обратной связи в организационном взаимодействии:
1) направлена на улучшение действий членов организации;
2) благодаря ей получателю (т.е. отправителю – инициатору коммуникации) сообщаются полезные для него идеи;
3) устанавливает, в чем неполадки коммуникации и что конкретно должно быть сделано для их устранения;
4) носит незамедлительный характер;
5) характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;
6) эффективная обратная связь должна быть надежной.
Эффективной обратной связи можно достигнуть лишь в случае роста доверия и открытости в отношениях между членами организации и одновременного снижения организационной дистанции (статусных различий) и несовместимости работников.
Речь идёт о важном условии продуктивности обратной связи – «внимание к людям». К. Киллен: «Вам необходимо постоянно и внимательно наблюдать за поведением тех, с кем вы контактируете. Научитесь замечать и понимать выражение глаз, интонации голоса и изменение положения тела. Внимательно прислушиваетесь ко всему, что сказано, и думайте о том, что осталось невысказанным».
Установление благоприятных отношений с подчиненными помогает руководителю реализовывать и другое условие поддержание эффективной обратной связи, а именно подбирать конкретные способы её применения. Считается, что наиболее подходящим для них является личная беседа.
Каналы обратной связи в российских компаниях самые разнообразные:
- личная беседа;
- негласные информаторы среди сотрудников;
- горячие информационные линии (электронная почта, телефон);
- периодические опросы;
- анкетирование;
- коллективные обсуждения.
В большинстве российских компаний комбинируют различные способы информирования.
Ниже приводятся ответы на вопрос: «Как вы узнаете, что происходит на нижних уровнях вашей компании?» Респонденты отвечали следующим образом:
- используем различные методики оценки психологического климата в коллективе – 16,12%;
- у нас есть информаторы среди сотрудников – 25,81 %;
- сотрудники напрямую обращаются к топ-менеджеру – 41, 94%;
- у нас есть «горячая линия», на которую сотрудник может позвонить и сообщить любую информацию – 3,23 %;
- у нас есть специальный ящик для жалоб и предложений – 3,23%;
- используем другие методы – 9,67 %.
9. Помехи – появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств среды или искажение информации, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что посылал отправитель. Естественные помехи могут отвлекать и снижать успех связи. Например, если неудобно сидеть, плохое освещение, не та температура, которая нужна.
Помехи могут быть также вызваны:
1) непониманием получателем языка;
2) тем, что отправитель выбрал языковые средства или стиль, мешающие восприятию сообщения;
3) несоответствующей визуальной информацией, например, слайдами или таблицами, представляющими трудность для понимания.
В дальнейшем коммуникативные барьеры (помехи) будут рассмотрены более подробно.
В процессе коммуникации можно выделить следующие позиции (или способы) взаимоотношения сторон:
1) Передача: предложение, сообщение, предоставление в распоряжение (тот, у кого что-либо есть, делится имеющейся информацией с другими);
2) Принятие: получение, прием (при появлении инициативы для получения информации – запрос, заимствование);
3) Сокрытие: удержание информации, непредоставление ее для пользования другим;
4) Пассивность: выжидание, незаинтересованность, «ни «ДА», ни «НЕТ»», пропуск информации мимо ушей;
5) Агрессивность: конфронтация, указание на слабости и ошибки, критика, проверка, обвинение, осуждение;
6) Отклонение: оправдания, протест, несогласие и т.д.
Условия эффективности процесса коммуникации представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Условия эффективности коммуникации
Эффективная коммуникация будет в том случае, когда получатель сообщения правильно расшифрует все его четыре стороны, а именно: раскроет существо дела, определит отношение к нему, уяснит его суть и направление к действию (призыв).