Самое важное назначение классификации – описание свойств ее классов и подклассов, видов и подвидов систем, что позволяет использовать ее для идентификации конкретных систем в тех или иных областях деятельности.
По нашему мнению, любая система характеризуется 4 основными параметрами: субстанцией[8], строением, функционированием и развитием.
При этом под субстанцией понимается сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник функционирования. Под строением системы подразумевается наличие в системе элементов, связей и организации. Функционирование рассматривается как процесс реализации системой своих функций, а развитие – как процесс качественных изменений системы.
Тогда система – это структурно-функциональная развивающаяся целостность.
На основании выделенных параметров можно дать классификацию системы на субстанциональном уровне, уровнях строения, функционирования и развития (табл.4).
Таблица 4 – Классификация систем
|
|
Основание классификации | Система | |||
Вид | Характеристика | |||
Субстанциональный уровень системы | ||||
Природа системы | Физическая | Совокупность физических элементов, интегрированных на физических законах (поезд, мост, косм. объекты) | ||
Техническая | Совокупность деталей, техническое устройство (станок, конвейер, а/м) | |||
Кибернетическая (кибернетика – в переводе с греч. – управлять – наука об общих законах управления любыми системами) | Множество взаимосвязанных объектов – элементов системы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией (автопилот, регулятор температуры в холодильнике, ЭВМ, человеческий мозг, живой организм, биологическая популяция, человеческое общество) | |||
Химическая | Множество элементов, взаимо-связанных химическими связями (молекула, химическое соединение) | |||
Биологическая | Организмы или их сообщества (растение, животное) | |||
Социальная | Общество или некоторая его составляющая, развивающаяся как целое (государство, экономика, законодательство) | |||
Интеллектуальная | Знание, способы познания и мышления (методы научного познания, математика) | |||
Способ существования системы | Абстрактная | Единство некоторых символов или знаков (теория, система исчисления) | ||
Материальная | Совокупность материальных явлений (город, горная система) | |||
Характер детерминации | Стохастическая, вероятностная | Поведение носит вероятностный характер (игра, ценообразование) | ||
Детерминирован-ная | Поведение предопределено (падение предметов, оконный затвор) | |||
Происхождение систем
| Естественная | Возникает и развивается естественно, без вмешательства человека | ||
Искусственная | Возникает и развивается благодаря человеку | |||
Естественно-искусственная | Возникает и развивается естественно и путем вмешательства человека | |||
Масштабы | Микромасштаб-ная | Относительно небольшое образование (вирусы, малая группа) | ||
Макромасштаб-ная | Значительное по размеру образование | |||
Метасистема | Сверхбольшое образование (общество, планета) | |||
Мегосистема | Бесконечное по размеру образование (Вселенная) | |||
Уровень строения системы | ||||
Количество элементов | Одноклеточная | Состоит из 1 элемента (Земля, клетка) | ||
Бинарная | Состоит из 2 элементов (Земля – Луна) | |||
Тринарная | Состоит из 3 элементов (системы треугольники) | |||
Четырехэлемент-ная | Состоит из 4 элементов (футбольное поле) | |||
Многоэлементная | Состоит из многих элементов (план города) | |||
Степень открытости | Открытая | Открыта для воздействия внешней среды (демократическое общество) | ||
Закрытая | Закрыта для воздействий внешней среды (тоталитарное общество) | |||
Характер взаимодейст-вия элементов | Координационная | Элементы отличаются равноправием (дружба, отделы одного уровня в системе управления) | ||
Иерархическая | Элементы соподчинены (система управления) | |||
Координационно-иерархическая | Объединяет равноправные и неравноправные элементы (общество) | |||
Степень организован-ности | Недостаточно организованная система, или хаос-система | Переходная экономика, реорганизуемое предприятие, кризис | ||
Суммативная | Неразвитое взаимодействие между элементами (империя А. Македонского) | |||
Организованная | Выраженные организационными структурами (правительство, фирма) | |||
Заорганизованная | Однозначно преопределенное поведение элементов (армия, тюрьма) | |||
Степень сложности системы | Простая | Состоит из небольшого числа элементов и связей между ними (куча песка, телефонный абонент) | ||
Сложная | Включает в себя большое число простых систем (телефонная станция) | |||
Сверхсложная | Включает в себя большое число сложных систем (телефонная связь) | |||
Тип структуры | Линейная | Линейная структура взаимосвязи элементов (цепь, участок метро) | ||
Сотовая | Разветвленные связи, множество путей происхождения информации (связь) | |||
Иерархическая | Соподчинение элементов (власть) | |||
Смешанная | Наличие всех типов структуры (предприятие) | |||
Наличие информации о строении системы | «Черный ящик» | С неизвестным строением | ||
«Серый ящик» | С наличием некоторой информации о ее строении | |||
«Белый ящик» | С известным строением | |||
Уровень функционирования системы | ||||
Характер воспроизвод-ства | Воспроизводимая окружающей средой | Последствия любых действий | ||
Воспроизводящая себе подобных | Животные, растения | |||
Количество функций | Монофункцио-нальная | Реализация одной функции (контроль) | ||
Полифункцио-нальная | Реализация одновременно нескольких функций (система управления) | |||
Характер размещения | Плоскостная | Размещена в плоскости (земельный участок) | ||
Трехмерно-пространственная система | Городская среда | |||
Многомерная | Социальная технология | |||
Равновесие | Равновесная | Сохранение равновесия (рынок) | ||
Неравновесная | Нарушение равновесия (конфликт) | |||
Цель | Одноцелевая | Ориентирована на достижение одной цели (карьера, система обслуживания) | ||
Многоцелевая | Направлена на достижения нескольких целей (человек, многопрофильная фирма) | |||
Эффектив-ность | Неэффективная | Отличается низкой эффективность (погрузка неподготовленными людьми) | ||
Средней эффективности | Свойственна выраженная эффектив-ность (грузчик) | |||
Эффективная | Со значительной эффективностью (автопогрузчик) | |||
Результат | С нулевым результатом | Не имеет результата (пассивный работник) | ||
Результативная | Отличается результативностью (активный работник) | |||
С высоким результатом | Высокий синергетический результат (трудоголик) | |||
Уровень развития системы
| ||||
Способность приспосабли-ваться | Адаптивная | Способность приспосабливаться, не теряя своей идентичности (успевающие студенты первого курса) | ||
Неадаптивная | Не обладают способностью приспосабливаться (неуспевающие студенты первого курса) | |||
Способность к движению (скорость) | Статическая | Статические, неменяющиеся образования (скала) | ||
Динамическая | Характеризуются изменяемостью (экономика наиболее развитых стран) | |||
Вектор развития | Восходящего развития | Свойственен рост показателей развития с той или иной скоростью (экономика периода подъема, политики с нарастающими рейтингами) | ||
Нисходящая | Присуще падение показателей развития с той или иной скоростью (кризисная экономика, политики с падающей поддержкой электората) | |||
Стабильная | Свойственно сохранение показателей (система устойчивого развития) | |||
Способность самовоспроиз-водства | Неорганическая | Неспособность к самовоспроизводству (механические, технические системы) | ||
Органическая | Способность к самовоспроизводству (организмы) | |||
Этап развития | Система-зародыш | Находится на стадии возникновения (зародыши) | ||
Детская | На стадии становления (ребенок, новое государство) | |||
Молодая | В процессе достижения зрелости (молодежь, молодое государство) | |||
Зрелая | Соответствует всем качествам зрелости (человек среднего возраста, развитое государство) | |||
Кризисная | В процессе падения показателей, разрушения и перестройки (кризисная экономика) | |||
Переходная | Переходит из одного состояния в другое (украинская экономика) | |||
Деградирующая | Доминирование процессов ухудшения показателей и разрушения (экономика Украины начала 90-х годов) | |||
Траектория развития | Линейная | Подчиняется линейной функции развития (линейные зависимости) | ||
Нелинейная | Подчиняется нелинейным функциям развития (население планеты) |
Для характеристики любой системы используют различные комбинации классификационных признаков. Попробуйте сделать это самостоятельно.
|
|
Вопросы по теме 2:
1. Дайте определение понятия «система».
2. Поясните, что называют эмерджентностью?
3. Что означает понятие «синергизм»?
4. Определите систему с позиции микро- и макроподходов.
5. Охарактеризуйте важнейшие свойства системы.
6. Дайте классификацию основных категорий системного подхода.
7. Что такое системообразующий фактор? Какова его роль в системах?
8. Охарактеризуйте классификацию системообразкющих факторов.
9. Что понимают под субстанцией, строением системы, ее функционированием и развитием?
10. Рассмотрите классификацию систем по всем уровням.
11. Охарактеризуйте конкретную систему по срезам и основаниям представленной классификации систем.