Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция бывает добросовестной и недобросовестной. К добросовестной конкуренции относятся:
· Ценовая (вид конкуренции, когда производитель в целях создания более благоприятных условий для своей продукции на рынке, а также для подрыва позиций конкурента снижает цену за счет снижения издержек производства);
· Неценовая конкуренция (повышение технологического уровня производства, качества продукции, освоение новых видов продукции, создание субститутов и т.д.)
К недобросовестной конкуренции относятся:
· Продажа продукции по цене ниже себестоимости;
· Установление дискриминационных цен для различных товаров и отдельных групп потребителей;
· Ложная информация или реклама;
Рынок совершенной конкуренции - состояние рынка, когда отдельные продавцы и покупатели не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения.
Признаки рынка совершенной конкуренции:
· Множество покупателей и продавцов.
· Высокая мобильность факторов производства.
· Отсутствие барьеров входа и выхода.
· Однородность (стандартность) продукции.
· Равный доступ всех участников рынка к информации.
Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен.
TR(валовая выручка фирмы)=P*Q. MR=P. AR(средняя выручка)=P.
Краткосрочный период – тот, который недостаточен для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из неё.
Для определения производства существует два пути:
· Фирма выбирает такой вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками максимальна. В данном случае она сравнивает получаемый ею при различных объёмах выпуска валовый доход TR с валовыми издержками TC, соответствующими каждому из возможных объёмов.
· Сравнение предельной выручки и предельных издержек. Фирма будет расширять производство до тех пор, пока будет обеспечиваться рост дохода по сравнению с ростом издержек.
График 8
А) фирма имеет нормальную прибыль, которые фирма относит на постоянные издержки производства
Б) сверхприбыль (рента)
В) Разорение
MC = TCn – TCn – 1
МС – предельные издержки, ТСп – валовые издержки пр-ва на прод., ТСп-1 –вип на ед. товара
MR = TRn – TRn – 1
МR – предельный доход, TRп – валовый доход от прод., TRп-1 – валовый доход на ед. товара
График 9
Условие равновесия: MC = MR или MC =Р=АС – нулевая прибыль
Рынок чистой монополии: признаки. Равновесие монополии в краткосрочном периоде.
Несовершенная конкуренция – такой тип рынка, где существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых производит дифференцированную продукцию и может в той или иной степени влиять на цену.
Чистая монополия – структура рынка, когда один продавец может, опираясь на свою экономическую мощь, навязывать наиболее выгодные для себя условия продаж остальным участникам рынка.
Признаки монополии:
· фирма- производитель.
· продукция имеет однородный характер.
· Входные барьеры высокие и трудно преодолимые.
· рыночная власть – высокая
· контроль над ценами полный
График 10
(MC = MR) < AC < P
Рассмотрим поведение фирмы-монополиста в коротком периоде. Для этого поговорим вначале о спросе на продукцию монополиста и о его предельном доходе (MR). В условиях совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы никак не зависела от объема выпуска этой фирмы, а, следовательно, с точки зрения фирмы кривая спроса представляла собой горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Более того, эта линия спроса являлась также линией и среднего, и предельного дохода фирмы. Цена для фирмы выступала как заданная рынком величина, а выпуск каждой следующей единицы продукции увеличивал общую выручку ровно на ту же величину, что и выпуск предыдущей единицы, т. е. на величину, равную цене продукции (MR=P). Именно это обстоятельство приводило к тому, что максимальную прибыль фирма получала при таком объеме производства, когда величина предельных затрат равнялась цене продукции (MR = Р).
К естественным монополиям относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. Они, как правило, находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование их связано с эффектом масштаба производства- экономии ресурсов в результате увеличения выпуска продукции. Борясь с монополиями государство в основном пытается создать конкуренцию. В этом и заключается проблема правового регулирования естественной монополии: сложность в нахождении товаров-заменителей для природных ресурсов, сложность в организации новых фирм в этой области, ограниченность природных ресурсов. Методы регулирования: Лоббирование объёмов выпуска продукции, установление постоянных цен.






