double arrow

Жесткие природные материалы и техники работы в ландшафтном дизайне


Используемые во флористике жесткие природные материалами и техники работы с ними также применяются и в ландшафтном дизайне при оформлении участков и создании арт-объектов в технике лэнд-арт. Например, галька подходит для оформления дорожек, ракушки – для оформления стен и других объектов (рисунок 18).

 

Рисунок 18 – Галька и ракушки в ландшафтном дизайне [16]


Ветки (в т.ч., в сочетании с мягкими природными материалами) широко используются в технике плетения изгородей, в создании необычных объектов ландшафта, в плетении садовой мебели, оформлении беседок и т.д. (рисунок 19).

 

Рисунок 19 – Ветки и листья в ландшафтном дизайне – приклеивание, прямое плетение, гнезда, венки, арт-объекты, гирлянды в технике нанизывания [16]




ЛЕКЦИЯ 2

 

Мягкие природные материалы

 

К группе мягких природных материалов относятся: мхи, травы, солома, живые и сухие листья и цветы, овощи, фрукты, семена, перья и ягоды, о которых мы уже с вами говорили. Каждый из этих материалов имеет свои уникальные характеристики, которые применяется при создании различных работ.

 

Мхи и лишайники




Мох – это прекрасный флористический материал. Он может быть: натуральным и искусственным. Натуральный мох для декора бывает сухим или стабилизированным. Цветовая гамма весьма широка. Можно найти мох всех оттенков зеленого, желтого, красного и т.д. (см. рисунок 20).

Высушенный мох следует хранить в коробках для защиты от сминания и в местах, где нет прямых солнечных лучей, так как на свету он выгорает. Готовые изделия из мха (елочки, венки и.т. д.) можно побрызгать блеском для листьев, так они лучше сохранятся.

Стабилизированный мох – это натуральный мох, законсервированный с помощью специальной технологии, сохраняющий свой естественный вид. Он имеет ряд преимуществ. Перед началом работы его не нужно мочить, он мягкий, уже окрашен, не подвержен порче насекомыми [17].

Лишайники - один из любимых материалов многих флористов. Это широко распространенная группа симбиотических организмов, обычно растущих на камнях или древесных стволах и имеющих сложное строение (см. рисунок 20). Слоевище лишайников бывает очень разнообразным по окраске, размерам, форме и строению. Лишайники могут иметь различные цвета: белый, розовый, ярко-желтый, оранжевый, оранжево-красный, серый, голубовато-серый, серовато-зеленый, желтовато-зеленый, оливково-коричневый, коричневый, черный и некоторые другие. Цветовое многообразие и необычная фактура делают эти необычные организмы великолепным декоративным материалом для аранжировок. Очень хороши, например, композиции из высушенного лишайника серебристо-серого цвета на глубоком синем фоне. Ажурная фактура, напоминающая серебряное кружево, выглядит богато и благородно [1].



 

Рисунок 20 – Мох, лишайник, хвоя [2, 18]

 

Хвоя

Хвойные растения наиболее хорошо подходят для рождественской и новогодней тематики. Они служат прекрасным материалом для украшения зимних праздников (см. рисунок 20). Букеты из елочных и сосновых веток, аккуратные рождественские веночки на дверь, подставки под свечи из хвойных веточек не только украшают и создают атмосферу праздника своим внешним видом, но еще и замечательно пахнут смолой. Аромат хвои сам по себе создает приподнятое праздничное настроение, а традиционная ель или композиции из веток и хвои являются непременным атрибутом новогодних торжеств.


В трансформированном виде хвоя применяется для изготовления разнообразных элементов аранжировки, декоративных гирлянд и венков. Колючая фактура хвои хорошо сочетается с шишками, фруктами, стеклянными шарами [1].

 


Трава

Трава обладает множеством свойств, делающим ее популярным материалом для аранжировки (рисунок 21). Некоторые виды трав очень пластичны и позволяют создавать различные сложные плетения, делающие композицию оригинальной. Трава имеет интересную рустикальную фактуру, хороша в контрасте с гладкими поверхностями или правильными формами. Она часто является элементом вегетативной аранжировки. Может использоваться как в живом, так и в засушенном виде. Сухая трава также хороша для работ в технике плетения, она практически не теряет гибкости и обладает достаточной прочностью [1].



 

Рисунок 21 – Трава и солома [19]

 

Солома

Еще один очень модный материал, применяемый в современной флористике – солома (см. рисунок 21). Ее предельно грубая фактура наилучшим образом оттеняет красоту цветов, их нежность и хрупкость. Живые цветы, помещенные на основание из засушенных стеблей злаков, благодаря контрасту выглядят еще более трепетно и нежно. Солома уникальна своей универсальностью: ей можно придавать любую форму – вплоть до сложного плетения. Она прекрасно сочетается со многими цветами и другими флористическими материалами, хотя достаточно самобытна и может использоваться в качестве основного материала аранжировки. Солома – очень естественный, можно сказать, деревенский материал, который создает особую атмосферу простоты и уюта, что как нельзя более отвечает одной из тенденций современной моды – натурализации и примитивизму. Современные дизайнеры разрабатывают многочисленные искусственные материалы «под солому» – ткани, обои, ковры. Но они не в состоянии полностью передать фактуру и богатство ее свойств. Флористические композиции с применением соломы позволяют в полной мере ощутить пластику и красоту природного материала. Ее натуральный цвет, естественная фактура, приятный запах позволяют нам острее ощущать близость с природой [1].

 

Живые и сухие листья

Листья – прекрасный материал для композиций (см. рисунок 22). Живой зеленый лист, как правило, используется в летних композициях, а многоцветные сухие листья – при создании осенних композиций. Наиболее часто листья используются в трансформированном виде для создания фактур. В зависимости от способа засушивания могут принимать различную форму. При естественной сушке деформируются, некоторые виды даже скручиваются, их можно использовать в осенних букетах или для аранжировки в вегетативном стиле. Листья, сохраненные под прессом в расправленном виде, имеют ровную поверхность и очень хороши для коллажей. Очень оригинально выглядит сочетание сухих листьев и живого материала. Черешки листьев могут использоваться и отдельно [1].

 

Живые и сухие цветы

Живые цветы используют в композициях, составленных лишь из цветов, либо в сочетании с другими материалами (см. рисунок 22). Но надо учесть, что такие работы – недолговечны. Живой цветок быстро вянет, срок его жизни можно несколько продлить некоторыми флористическими приемами (например, темпированием), но ненадолго.

 

Рисунок 22 – Листья и цветы [20, 21]

 

Итак, век живых цветов краток, и тогда на помощь приходят сухоцветы. По разнообразию и красоте они не могут соперничать с живыми цветами, но их долговечность и способность сохранять внешний вид без воды позволяет использовать их тогда, когда применение живых цветов непрактично или невозможно. Например, поздней осенью или долгой зимой можно выполнить работы из сухоцветов.

Чтобы изготовить сухоцветы, свежесрезанные растения (как цветы, так и листья) должны быть подвергнуты специальной обработке. Это может быть:

- сушка растений (естественная, плоскостная, объёмная);

- воздействие на растения разными способами (паром – позволяет придать необходимый изгиб стеблям сухих растений, расправить лепестки, вернуть пышность и объёмность соцветиям; кипятком - позволяет надолго сохранить некоторые виды растений; глицерином или расплавленным парафином – для сохранения растений вводится внутрь корзинки через полый стебель);

- обесцвечивание и отбеливание растений;

- окраска растительного материала - цветными аэрозольными баллончиками с распылительным устройством, пылесосом или аэрографом (живых цветов и сухоцвета), либо добавлением анилиновых красок при обработке цветов кипятком;

- кристаллизация растений в горячем насыщенном солевом растворе до полного остывания;

- скелетизация растений;

- закручивание и изгибание.

Для большинства собираемых растений, предназначенных для дальнейшей обработки, основным требованием является защита от влаги. Поэтому нужно производить сбор растительного материала в сухую солнечную погоду. Правда, здесь имеются редкие исключения, которые диктуются особенностями некоторых видов растений. Например, тысячелистник лучше сохраняет свою окраску, если перед засушиванием поместить растение на пару дней в воду. А подмаренник, высушенный прямо в вазе с водой, полностью сохраняет свою декоративность. При высушивании в вазе без воды красиво выглядят декоративные злаки [22].

 

Овощи

Овощи часто применяются во флористике в качестве оригинального материала, в основном для осенних аранжировок (см. рисунок 23). Созревшие овощи символизируют урожай, богатство, плодородие. Они хороши в сочетании с грубыми фактурами: мешковиной, деревом, корнями растений. Крупные овощи, такие как кабачок, могут служить прекрасным сосудом для композиции. Для этой цели у них частично или полностью удаляют сердцевину. Одна из современных популярных техник – резьба по овощам. Острым ножом на поверхность овощей (выбираются виды с твердой кожурой) наносится узор или рисунок. Овощи – прекрасный материал для трансформации. Их можно разрезать любым, самым причудливым образом и отдельные фрагменты приклеивать, нанизывать на проволоку, сочетать с другими материалами, создавать композиции [1].


Рисунок 23 – Овощи и фрукты [23]

 


Фрукты

Использование фруктов во флористических аранжировках очень популярно (см. рисунок 23). Они хороши для придания композиции форм, прекрасно дополняют венки, гирлянды, букеты. Незаменимы для рождественской флористики, прекрасно сочетаются с хвойными растениями. Соединение фруктов и живых цветов очень необычно и интересно, однако следует учитывать, что спелые фрукты выделяют этилен, в присутствии которого цветы начинают увядать. Особенно справедливо это в отношении гвоздики. Фрукты – хороший материал для трансформации, их можно использовать в разрезанном виде, но нужно помнить о том, что у многих из них место среза на воздухе быстро темнеет [1].

 

Семена

Семена растений тоже используются как флористический материал. Разнообразные по цвету, форме, величине и фактуре, они очень хороши для создания фактур, обклеивания форм, изготовления коллажей и гирлянд (см. рисунок 24). Наиболее часто флористы используют семена подсолнечника, тыквы, трав, календулы, бобовых, акации, каштана. Сухие семена в сочетании с живым материалом составляют необычный интересный контраст, который нередко используется в аранжировках. Как и созревшие плоды, они символизируют урожай, богатство, плодородие и хороши в осенних композициях. Очень оригинально семена выглядят в раскрывшихся бобах, стручках, коробочках [1].

 

Рисунок 24 – Семена и перья [24, 25]

 

Перья

Перья наиболее часто используются в пасхальной флористике. Их легкость и пушистая фактура смягчают аранжировку, внося в нее нотки нежности. Для композиций обычно берутся страусиные, павлиньи, лебяжьи, куриные перья. Разнообразные по форме и цвету перья диких птиц тоже очень хороши (см. рисунок 24). Перья можно соединять практически с любыми цветами. Контрастируя с гладкими листьями или лепестками, они выразительно подчеркивают красоту растений и могут служить прекрасным материалом для фактурных композиций. Следует помнить, что перья не допустимы в аранжировках, предназначенных для обеденного стола. Подобное их использование не отвечает требованиям гигиены и считается моветоном [1].

 







Сейчас читают про: