Техники работы с мягкими материалами

 

В связи с большой «податливостью» мягких материалов, техники работы с ними весьма разнообразны. Некоторые техники трансформации материалов описаны применительно к жестким природным материалам. Рассмотрим, как данные и другие техники (плетение, гирляндочная, пришпиливание, клеевая, складывание-скручивание, компрессия) можно использовать при работе с мягкими материалами [8, 26, 27].

 

Техника плетения

Исстари на Руси для плетения самых различных вещей применялись следующие растения: рогоз, камыш, ситник, аир, а также солома [28]. Все они предпочитают влажную болотистую местность, по берегам водоемов и в самих водоемах. Рогоз достигает высотой 3-4 м; у широколистного рогоза синевато-или серовато-зеленые листья, они шире, чем у узколистного. Ситник - прекрасный материал для тонкого плетения, где используется мягкий круглый стебель, имеющий губчатую внутреннюю структуру (как у камыша).

Заготавливают рогоз (в основном листья), камыш и ситник (стебли) только после того, как они станут гибкими, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения растений, ближе к середине лета, а также во второй его половине.

Стебли срезают и хорошо просушивают. У предназначенных для сушки стеблей камыша и ситника удаляют листья. Листья рогоза облущивают, отделяют друг от друга и обрезают поврежденные насекомыми места и сушат. Но перед началом плетения сухую траву ненадолго размачивают.

В декоративном плетении кроме травы с естественной окраской широко применяется отбеленная и окрашенная трава. Отбеливают травы в водном растворе перекиси водорода, когда хотят получить материал, имеющий серебристый оттенок, и когда желают добиться более яркого и чистого цвета при окрашивании. Отбеленную солому при желании можно окрасить в любой цвет анилиновыми или же растительными красителями. Но следует помнить, что в отличие от растительных анилиновые красители быстро выгорают на свету, особенно на солнце. Поэтому окрашенные ими изделия не следует ставить надолго у окна или же держать на открытом воздухе.

Существует множество видов плетения из трав и соломы. Рассмотрим некоторые из них.

1. Плетение «в клеточку».


Это один из самых распространенных и простых видов плетения. Оно представляет собой обычное переплетение стеблей камыша под прямым углом друг к другу. Плетево, полученное этим способом, не отличается высокой прочностью.

Такое плетение «по науке» ведут следующим образом. На стол параллельно друг другу кладут, например, шесть стеблей камыша (рисунок 25). Сверху стебли прижимают дощечкой и отгибают вверх три, например, нечетные камышины. Затем между лежащими и приподнятыми камышинами кладут поперечную камышину, нечетные камышины опускают на поперечную, а четные поднимают. Теперь между камышинами кладут вторую поперечную камышину, четные камышины опускают, после чего наступает очередь поднимать нечетные. Плетение в такой последовательности продолжают до тех пор, пока не будут вплетены все шесть поперечных камышин.

 

Рисунок 25 – Плетение «в клеточку» [28]

 

Заметим, что по такому принципу работает ткацкий станок, где так же, как четные и нечетные камышины, подымаются и опускаются нити так называемой основы, после того как между ними с помощью челнока продевается очередная нить утка (у нас - поперечная камышина). Поскольку плетение значительно древнее ткачества, то не вызывает сомнения, что этот «ткацкий» принцип был позаимствован ткачами у плетельщиков [28].

Структура и форма некоторых видов листьев позволяет применять к ним технику плетения «в клеточку» (рисунок 26) [29, 30].

 

Рисунок 26 – плетение из листьев [29]

 

2. Плетение «веревочкой».

Отличается высокой прочностью, поэтому годится для тех изделий, которые испытывают значительные нагрузки. Известно, что больше всего страдают от механических повреждений ребра и кромки плетеных вещей. Поэтому именно в этих наиболее ответственных местах корзину или сумку обязательно оплетают «веревочкой» в несколько рядов. Часто даже простое плетение чередуют с «веревочкой», чтобы придать стенкам изделия повышенную прочность.

Прочность «веревочки» обусловлена тем, что каждая ее продольная камышина (то есть камышина основы) в процессе плетения туго перекручивается и перехлестывается другим концом этой же камышины. В результате поперечные камышины, называемые здесь стойками, прочно зажимаются в каждом очередном витке, обеспечивая надежное сцепление между всеми элементами плетения. «Веревочка» незаменима также при выполнении ажурного плетения.

Выполняют «веревочку» в следующей последовательности (см. рисунок 27).


Камышину (основу) огибают вокруг крайней (верхней) стойки так, чтобы один ее конец (1-я камышина) был примерно на 8... 10 см длиннее другого (2-я камышина). 1 -ю камышину с левой стороны 2-й камышины подсовывают под верхнюю стойку. Затем 2-ю камышину с левой стороны 1-й камышины пропускают под вторую стойку, а 1-ю камышину над третьей стойкой возвращают наружу.

 

Рисунок 27 – Плетение «веревочкой» [28]

 

Так продолжают плести до тех пор, пока не закончится более короткий конец основы (2-я камышина). Последний наращивают новой камышиной, пуская их в очередные витки плетения вместе, а после того как новая камышина будет прочно закреплена, конец 2-й камышины обрезают продолжают плетение, как и раньше. Через две-три стойки приходится наращивать и второй конец. Таким образом, благодаря тому, что концы камышин имеют разную длину, наращивать их приходится не одновременно и в результате не снижается прочность плетения [28].

 

Следующие виды плетений мы рассмотрим на примере соломы. Основой большинства плетеных изделий из соломки служат плетежки, или плетешки. «Плетежок - тонкая плетеница, плетенка, в значении шнурка, витушки, косички, плетеной тесьмы». Так толкует слово «плетежок» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даль [28].

По числу соломин, из которых они плетутся, плетежки разделяются на двухконцевые (двойки), трехконцевые (тройки), четырехконцевые (четверки) и т. д. Самый широкий плетежок имеет одиннадцать концов. Он идет на изготовление самых крупных изделий из соломки, поэтому его еще называют «чемоданным».

3. Плетежок – двухконцовка.

Плетежок-двойка (или двухконцовка) заплетается из одной соломины (рисунок 28). Полоску сгибают под углом 45 градусов, в результате концы ее оказываются под прямым углом друг к другу. Причем линию сгиба предусмотрительно смещают к одному из концов, чтобы они были разной длины. Тогда наращивать каждый конец можно будет не одновременно, а значит, прочность плетежка в местах стыков будет больше. Эти же условия необходимо соблюдать при плетении плетежков, имеющих и другое число концов.

На следующем этапе левый конец полоски сгибают под прямым углом. Затем конец полоски, расположенной справа, также сгибают под прямым углом.

 

Рисунок 28 - Плетежок-двухконцовка [28]

 

Другой конец, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз. И теперь уже другой конец полоски сгибают под прямым углом слева направо. Так поступают до тех пор, пока не будет получен плетежок требуемой длины. Наращивание новых плетежков осуществляют простым накладыванием их на кончающиеся плетежки. Закончив плетение, плетево растягивают как гармошку и получают плетежок в виде ячеистой узкой спирали [28].

4. Плетежок – трехконцовка.

При плетении трехконцовки мастер попеременно перехлестывает расположенными по краям полосками среднюю полоску (см. рисунок 29).


Рисунок 29- Плетежок-трехконцовка [28]

 

В процессе плетения роль каждой полоски (соломинки) меняется, поскольку она периодически оказывается то в середине, то справа, то слева. Для плетения трехконцовки используют две соломины. Белую полоску располагают горизонтально, а зеленую — под углом 45 градусов к ней. Затем концы зеленой полоски сгибают под прямым углом друг к другу. Белую полоску сгибают, в свою очередь, под прямым углом к зеленой, расположенной вправо от нее.

На следующем этапе зеленую полоску, расположенную справа, сгибают по линии, идущей под углом 45 градусов. Затем наступает очередь зеленой полоски, расположенной справа. Ее сгибают также под углом 45 градусов и перехлестывают находящимся в середине другим концом зеленой полоски. Начиная с этого этапа все операции плетения косички повторяются в том же порядке. Как только одна из трех полосок кончится, ее тут же наращивают, подсунув под ее конец новую полоску.

При плетении всех видов плоских плетежков обязательно соблюдают общее правило: плетут не на себя, как при витье веревок, а от себя. Соломины перебирают большими и указательными пальцами, помогая иногда средними. В процессе плетения готовый плетежок постепенно спускается вниз на колени, где его сматывают в клубок [28].

5. Плетежок – четыреухконцовка.

От предыдущего этот плетежок отличается шириной и более сложным рисунком плетева с цепочкой квадратиков или ромбиков посередине. Его заплетают так же, как и трехконцовку, но в плетении участвуют все четыре свободных конца. Полоски располагают под углом 60 градусов друг к другу (см. рисунок 30). Белую полоску огибают вокруг зеленой. Затем один конец зеленой полоски сгибают влево, а другой - вправо и просовывают под соседнюю белую полоску. Вслед за этим белую полоску, расположенную справа, сгибают влево, а белую полоску, расположенную слева, сгибают вправо и подсовывают под зеленую. На этом первый этап плетения заканчивается. Далее повторяют все те же операции в той же последовательности [28].

 

Рисунок 30 - Плетежок-четырехконцовка [28]

6. Зубчатый плетежок – четырехконцовка («елочка»).

Метод отличается от простой четырехконцовки не только особой декоративностью, но и более высокой прочностью.

Начинают плести «елочку» так же, как и простую четырехконцовку (рисунок 31). И только на пятой стадии плетения возникает различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Зеленую полоску просовывают в плетево, огибают вокруг находящейся слева зеленой полоски и выводят поверх белой. В свою очередь, зеленую полоску, расположенную слева, просовывают в плетево и выводят справа. В результате этих операций формируется второй зубчик.

 

Рисунок 31 – Зубчатый плетежок-четырехконцовка «Елочка» [28]


Приступая к формированию третьего зубчика, выведенную справа зеленую ленту огибают вокруг белой. А чтобы окончательно сформировался третий зубчик, белую полоску, расположенную справа, перегибают влево и пропускают внутри плетева. Все дальнейшие операции по формированию зубчиков ничем не отличаются от тех, которые были рассмотрены. Несмотря на кажущуюся сложность, зубчатая четырехконцовка плетется довольно просто, даже проще обычной четырехконцовки [28].

7. Плетежок – пятиконцовка.

Этот плетежок будет несколько шире четырехконцовки. От простой четырехконцовки он отличается тем, что вместо одной цепочки из ромбиков в середине расположены две такие цепочки, усложняющие рисунок плетева (рисунок 32).

 

Рисунок 32 – Плетежок-пятиконцовка [28]

 

Заплетают пятиконцовку, взяв в руки три соломины. Серую и зеленую полоски огибают одновременно вокруг белой с таким расчетом, чтобы между их концами получился прямой угол. Белую полоску сгибают влево и подсовывают под соседнюю серую полоску. Затем сгибают серую полоску с правой стороны, располагая ее над зеленой полоской, и подсовывают под белую. Зеленую полоску, находящуюся справа, переплетают с белой и серой. В итоге с одной стороны плетева будет расположено две полоски, а с другой - три. Дальнейшее плетение ведется в том же порядке [28].


8. Плетежок – шестиконцовка.

Трудно заплетать широкие многоконцевые плетежки. Для облегчения работы удобно пользоваться специальной булавкой, которую сгибают из стальной проволоки. Соломины или травинки зажимают булавкой под определенным углом и перегибают в месте ее закрепления. Затем начинают переплетать полоски, не беспокоясь о том, что они рассыпятся. Находящуюся в середине серую полоску переплетают с белой и зеленой (рисунок 33). С ними же переплетают также находящуюся справа серую полоску, затем крайнюю слева зеленую полоску - с белой и двумя серыми. В этой же последовательности продолжают плести дальше. Когда все полоски будут переплетены неоднократно и плетение пойдет своим чередом, булавку можно вынуть из плетева, не боясь, что оно разрушится.

 

Рисунок 33 – Плетежок-шестиконцовка [28]

 

Шестиконцовка, как и все другие плоские плетежки, при высыхании перекручивается по винтовой линии. Причем замечено, что плетежки, состоящие из четного числа соломин, закручиваются значительно сильнее тех, которые сплетены из нечетного числа соломин. Независимо от степени закручиваемости все плетежки увлажняют еще раз и разглаживают горячим утюгом, а затем свертывают в рулончики и перевязывают в нескольких местах бечевкой, хранят в сухом помещении [28].

9. Плетение отделочных плетежков.

Отделочные плетежки используются для отделки сшитых изделий.

Отделочные плетежки бывают двух видов — плоский и винтовой. Тот и другой плетут как минимум из четырех соломин.

а) Плоское плетение.

Разместив зеленый шнур слева, два серых в середине, а белый справа, крепко связывают их концы тонкой проволокой. Два средних шнура будут служить как бы основой, постоянно оставаясь рядом, а два других, находящихся по краям, будут оплетать их (рисунок 34). Начинать плести можно с любого шнура, например, с белого. Под серые шнуры заводят сначала белый, а затем зеленый. Белый шнур, в свою очередь, укладывают поверх серых и притягивают сверху зеленым шнуром, загибая в противоположную сторону поверх серых. Уже на другой стороне его снова притягивают зеленым. В этой же последовательности ведется и все остальное плетение. Ширина плоского отделочного плетежка зависит от числа шнуров, расположенных посередине. Так, вместо двух можно взять три, четыре и даже пять шнуров [28].

 

Рисунок 34 – Плоское отделочное плетение [28]

 

Б) Винтовое плетение.

Если при плетении плоского отделочного плетежка функции, участвующих в плетении левого и правого шнуров отличаются друг от друга, то у винтового они абсолютно одинаковые. Четыре шнура связывают вместе и начинают плетение (см. рисунок 35). Расположенный справа белый шнур просовывают между зеленым и двумя серыми, находящимися в середине. В свою очередь, зеленым огибают конец белого, выводят его поверх серых и просовывают в петлю, образованную справа зеленым шнуром. Образовавшийся узел затягивают как можно крепче и продолжают плетение. На этом этапе белый и зеленый шнуры меняются ролями: теперь уже зеленый шнур просовывают между белым и серыми, а белым огибают конец зеленого и просовывают в петлю, образованную справа зеленым шнуром. Полученный узел также затягивается как можно крепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетежок будет равномерно закручиваться по винтовой линии против часовой стрелки. Если бы плести начали не с правого (белого), а с левого (зеленого) шнура, плетежок стал бы закручиваться по часовой стрелке.

 

Рисунок 35 – Винтовое отделочное плетение [28]

 

Как уже говорилось, длина шнуров, находящихся в середине и служащих основой, всегда остается постоянной, в то время как боковые шнуры будут периодически заканчиваться. Кончающийся боковой шнур наращивают, вставляя в очередную петлю конец нового шнура. Петлю затягивают как можно сильнее и продолжают плести в обычном порядке. Чтобы соединение было более прочным, необходимо некоторое время вместе с новым переплетать старый конец (оставшийся кончик обрезают ножницами).

Соломины, расположенные в средней части плетежка, могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны иметь очень высокую пластичность. Поэтому непосредственно перед плетением их размачивают или распаривают особенно тщательно. Пригодными для работы считаются такие соломины, которые можно легко завязать в узел [28].


10. Плетение квадратов и многоугольников.

Принцип плетения всех фигур одинаковый, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой фигуры - квадрата (рисунок 36). Начинают плетение с изготовления каркаса. Две соломины располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают полоску из соломы. Затем, приступая к формированию квадрата, полоской последовательно обвивают стойки крестовины, получив в итоге первую спираль квадрата. В той же последовательности продолжают огибать стойки крестовины, получая второй, третий и все остальные витки. Так поступают до тех пор, пока не будет получен квадрат заданной величины.

 

Рисунок 36 – Плетение квадратов и многоугольников [28]

 

По мере того как очередная соломина или полоска из нее будет заканчиваться, ее наращивают новой. Новую соломину вставляют тонкой частью в комелек кончившейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки. Новую полоску подкладывают под конец старой и делают виток вокруг стойки. При этом конец старой соломины прочно зажимается, а торчащий из плетева конец через некоторое время обрезается ножницами. Конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата.

Форма каждого многоугольника определяется крестовиной.


Чтобы сплести шестиугольник, крестовину делают из трех пересекающихся соломин. Крестовина для восьмиугольника делается из четырех пересекающихся стоек. Поскольку крестовина полностью закрывается оплетающей ее соломкой, ее можно делать из мягкой проволоки или же из узких полосок листового металла [28].

11. Плетения из жгутов.

Современное плетение жгутов почти не изменилось с момента появления этого вида ремесла. В средние века разные виды плетения были очень популярны как среди крестьян, так и среди горожан-ремесленников. Из соломы крестьяне делали жгуты, а потом из них плели короба, горшки, корзины, в которых хранились продукты (рисунок 37). В зависимости от того, какая предусматривалась форма сосуда, диаметры кругов постепенно уменьшались или увеличивались. Возможно, идея применять жгуты из соломы для изготовления различных емкостей была подсмотрена у гончаров, которые из глиняных жгутов лепили вручную сосуды.

 

Рисунок 37 – Плетение из жгутов [31]

 

Для того чтобы плести жгут, можно использовать практически любой травянистый материал, это могут быть дикорастущие злаки, рис, овёс, пшеница, ржаная солома, рогоз, ситник, камыш. Причём для плетения можно использовать даже не очень качественный материал, именно поэтому мастера под разные виды плетения используют отходы растительного сырья.


Процесс плетения из жгутов выглядит так: перед началом плетения траву или солому необходимо увлажнить. Затем несколько стебельков складывают вместе, пучок соломы слегка перекручивают в жгут, обматывают его прочной верёвкой или плотными нитками и заворачивают в маленькое колечко. Колечко также несколько раз обматывают верёвкой. Оставшуюся долю жгута выкладывают по спирали, постепенно накручивая вокруг центра. Иголку после каждого оборота нужно подсовывать под следующий виток верёвки, размещённый на предшествующей спирали. По мере того, как увеличивается сплетаемый круг, расстояние между нитями бечевок будет постоянно увеличиваться. Для того чтобы этого избежать, нужно иногда делать холостые обороты бечёвкой вокруг жгута.

Чтобы жгут, который выкладывается спиралью, был достаточно крепким, его нужно перекручивать постоянно в одном направлении. Более того, нужно наблюдать, чтобы его толщина всегда была одинаковой, своевременно добавлять свежие пучки травы. Для того, чтобы было проще контролировать толщину жгута, используется пластмассовая или металлическая трубка.

Выкладывая жгуты по спирали в одной плоскости, можно получить круги разных диаметров. Их можно использовать в качестве ковриков или небольших подставок под горячее. Вполне можно сплести корзинку, глубокую чашу или блюдо - во время плетения, каждый следующий виток жгута или уменьшают, или удлиняют, это зависит от того, какая нужна форма. Чтобы сделать стенки у сосуда одинаковые жгуты по вертикали вверх наращивают. Для того чтобы сосуд расширить, каждый очередной виток нужно увеличивать в диаметре, а для сужения сосуда – делать витки с меньшим диаметром [31].

12. Плетение венков.

Венок плетется из травы или цветов с достаточно длинными стеблями, постепенно добавляя их в пучок и обвязывая наиболее длинным концом (см. рисунок 38) [11]. Возможно дополнительное оформление венка отдельными цветами или другими элементами пришпиливанием, приклеиванием или втыканием.


Можно укрепить венок обвязыванием тесьмой или украсить оборачиванием декоративной лентой.

 

Рисунок 38 – Венок из мягких материалов [32]

 

13. Плетение из хвои.

Техника плетения применяется еще к одному мягкому природному материалу – хвое. Для плетения следует выбирать самые длинные иглы.

Собранную хвою лучше высушить, чтобы она не дала усадку в готовом изделии. Перед плетением хвою заливают горячей водой на 20 — 30 минут, затем достают, слегка просушивают и удаляют колпачки с основания игл.

Далее берутся обычный крючок для вязания и нитки мулине и вяжутся обычные столбики без накида, а внутрь вставляется хвоя сосны (рисунок 39).

 

Рисунок 39 – Плетение из хвои [33]

 

Особенностью такого плетения является то, что петельки надо затягивать крепче обычного, не как при обычной вязке.Обматывается пучок иголок, закрепляется нитью, и начинаем вязать столбиком без накида вокруг этого
 пучка. Либо можно связать кружок только из ниток и затем начать обвязывать сосновые иглы.

Плести можно любые формы, регулируя расширение и сужение прибавлением и уменьшением петелек. Во время работы надо постоянно добавлять иглы. Чтобы концы иголок не торчали во все стороны, надо постараться добавлять хвою вовнутрь основного пучка.

Сухими иглами плести нельзя! Нужно постоянно следить, чтобы хвоя была мягкая и влажная. Для этого можно замачивать не всю хвою сразу, а небольшими порциями [34, 35].

 











Гирляндочная техника

Гирлянды могут быть выполнены как из высушенных, так и из живых мягких материалов. Виды гирлянд разнообразны: ожерелье из цветов, шнуровая гирлянда, плетеные косы и др.

При изготовлении гирлянд из мягких материалов также используют разные техники (см. рисунок 40):

- нанизывание – надевание декора (коры, бусин и др.) или ягод на стебли, ветви;

- привязывание, связывание, обвязывание;

- пришпиливание с помощью булавок листьев, цветов, декоративных элементов к гирлянде, венку, панно или композиции;

- втыкание, приклеивание, накручивание, обматывание лепестков цветов, листьев, хвои на декоративную проволоку;

- тейпирование (нанесение липкой ленты – тейпа на срез живых цветов для их защиты и продления жизни).

Приступая к изготовлению поделки, где будут живые срезанные растения, стоит учитывать, что просуществует она недолго, т.к. быстро завянет. От бутонов (использовать стоит розы, гвоздики, пионы и т.п.) отрезают ножки. Нитку или леску вставляют в иголку и нанизывают бутончики (можно с добавлением листьев, фруктов). В данном случае гирлянда будет мягкой. Если в качестве основы использовать проволоку, то в итоге получим жесткую гирлянду.


Рисунок 40 – Гирляндочная техника [36]

 

Их прокалывают или сбоку, чтобы цветочки смотрели в одну сторону, или насквозь, протаскивая нить через середину бутона. Такое изделие будет хорошо выглядеть не более 2-3 часов, в зависимости от температуры воздуха. Однако можно продлить жизнь украшению, периодически опрыскивая его.

Из большого разнообразия видов гирлянд можно выделить несколько наиболее часто изготавливаемых:

1. Традиционно плетеная гирлянда на основе из электропровода (0,5 – 1 см) или другого технического материала. Относительно коротко нарезанные зелень и цветы прикрепляются к основе подобно черепице привязыванием с помощью проволоки на катушке или шпагата. Плетение обязательно должно быть плотным. Оно создает между растениями высокую влажность и препятствует быстрому высыханию.

2. Гирлянда, собранная из длинных плакучих веток (можно с листьями) или плетей ампельных растений, укрепленных на основе из жесткой проволоки. В этом случае цветы тейпируются или ставятся в пробирки с водой. Эта техника менее трудоемка, чем предыдущая, но зелень и цветы, поставленные на проволоку более свободно, подсыхают быстрее.

3. Рыхлая праздничная гирлянда, делается на оазисе. Практически, это вытянутая композиция на флористической губке, имитирующая плетение. Она более долговечна и объемна, конструкция получается достаточно тяжелая. Оазис, намоченный заранее, закрепляется в сетке или на раме.


Применяются и специальные пластиковые «паровозики» - основы для гирлянд.

4. Гирлянда, сделанная как чередование букетиков, поставленных в маленькие вазочки или «кулёчки» из металла, пластика. Ёмкости укреплены на раме. Это увеличивает срок жизни растений, но техника требует определенного подбора материалов. Кроме того, бывает трудно задекорировать «вазочки», чтобы работа смотрелась как единое целое.

5. Смешанная техника: плетение на основе ветками или зеленью с постановкой цветов на оазис или в пробирки с водой.

В качестве зелени для гирлянд из горшечных подходит плющ, из лесных вечнозеленых – брусника и барвинок. Прекрасные гирлянды получаются из листьев дуба.

Выбор цветов для декорирования гирлянды зависит от избранной техники. Если цветы просто прикрепляют без тейпирования, то используют самые стойкие – мелкоцветные хризантемы, гвоздики, гипсофилу, лимониум, лилии (без сильного запаха), из садовых - помпонные георгины, мелкие астры, лилии, метельчатую гортензию и отделённые от стеблей цветы гладиолуса. Все остальные цветы тейпируют с влажной ватой, ставят на оазисе или в воде.

Не стоит соединять в одной плетеной гирлянде стойкие цветы с быстросохнущими, т.к. их придётся убирать раньше. При этом образуются проёмы и пустоты.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: