Олигополия – тип рынка, на котором несколько фирм производят всю или почти всю продукцию и контролируют значительную его долю.
Признаки:
· малое количество фирм (как правило до 10)
· продукция может быть как однородной, так и дифференцированной
· входные барьеры высокие.
· значительная рыночная власть фирм.
Основные виды олигополии:
· жесткая олигополия (ситуация, когда на рынке присутствует 3-4 фирмы, производящих данный товар);
· аморфная олигополия (ситуация, когда на рынке присутствуют 6-10 фирм и конкуренция разнообразна);
· чистая олигополия (фирма производит однородную продукцию);
· технологическая олигополия (ситуация на рынке, когда несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт определенной продукции; их власть на рынке обусловлена спецификой технологии производства).
Существование различных видов олигополий мешает выработке рыночной модели, которая давала бы объяснение поведения олигополистов на рынке.
Характерная особенность олигополистического рынка – взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием остальных фирм и вынужден учитывать данную зависимость.
Модели ценообразования:
· картельное соглашение (договоренность между двумя или несколькими предприятиями, фирмами о создании картеля. Различают горизонтальное соглашение, заключаемое между одинаково специализированными фирмами, и вертикальное соглашение, направленное на ограничение гибкости рынка, достигаемое за счет атомистичности и текучести)
· гонка за лидером (ведущая, доминирующая фирма устанавливает цену)
· ломаная кривая спроса (взаимозависимость фирм).
Монополистическая конкуренция, ее признаки. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция - рыночная структура, сочетающая ряд свойств совершенной конкуренции и монополии.
Признаки:
· большое количество фирм.
· Продукция дифференцирована.
· входные барьеры низкие.
· Рыночная власть фирм незначительна.
· большие рекламные затраты.
График 11
В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать такую цену и объем производства, которые минимизируют убытки, т.е. предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC)
В этих условиях фирма будет продавать товар по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса.
Чтобы минимизировать прибыль, фирма может сравнивать две величины: TR и TC – валовый доход и валовые издержки.
Для того, чтобы продать каждую дополнительную единицу продукции, монополист должен понижать цену и увеличивать объем продаж, но это может происходить до определенного момента.
График 12
Из данного графика видно, что график валового дохода имеет холмообразный вид. Кривая валовых издержек сначала растет, потом падает, затем снова растёт. Максимум прибыли достигается при таком объеме производства, когда разность между TR и TC будет максимальной.
График 13
Из данного графика видно, что линия MR снижается быстрее, таким образом в условиях несовершенной конкуренции MR<P.
Для того, чтобы продать каждую дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену. Такое понижение цены дает ему определённый выигрыш, но одновременно приносит и определенные потери.