Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП. ВВП и система взаимосвязанных макроэкономических показателей

Номинальный ВВП - ВВП, подсчитанный в текущих ценах.

Реальный ВВП – фактический объём выпуска продукции в ценах базисного года.

Влияние уровня цен на ВВП можно проанализировать с помощью индекса цен, который показывает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги.

Индекс цен в текущем году= (Цена набора товаров и услуг в текущем году/ Цена набора товара и услуг в базисном году) *100%

Дефлятор – индекс цен на готовые товары (услуги). Дефлятор есть отношение номинального ВВП к реальному. Используя дефлятор, можно скорректировать денежный, или номинальный, объём ВВП с учётом изменения цен.

Д = ВВП (ном.) / ВВП (реал.)

 Индекс потребительских цен (ИПЦ), или индекс Ласпейреса показывает на сколько фиксированная товарная корзина изменяется в текущем периоде.

ИПЦ= (Сумма цен товаров и услуг потребительской корзины в текущем году/ сумма цен товаров и услуг потребительской корзины в базисном году)* 100% 

Индекс потребительских цен позволяет сравнивать уровни цен различных цен. Повышение индекса цен ВВП в данном году по сравнению с предыдущим указывает на инфляцию, а его уменьшение - на дефляцию.

Валовый национальный продукт – это суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за год.

Чистый национальный продукт – показатель, наиболее реально отражающий объёмы производства

ЧНП = ВВП – амортизация

Национальный доход – показатель, характеризующий то, что прибавило производство данного года к благосостоянию общества.

НД = ЧНП – налоги (косв.)

Личный доход – это фактически полученный доход.

ЛД = НД – (нераспределенная часть прибыли; взносы на социальное страхование; налоги на прибыль предприятий) + сумма трансфертов

Располагаемый доход – это доход, который находится в распоряжении членов общества.

РД = ЛД – индивидуальные налоги

Макроэкономическое равновесие. Совокупные спрос и совокупное предложение.

Макроэкономическое равновесие – равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Совокупный спрос – сумма планируемых расходов всех субъектов рынка.

Совокупное предложение – совокупный объем выпуска продукции, работ или услуг.

  В основе классической модели макроэкономического равновесия лежит закон рынков, сформулированный Сэем (предложение товаров создает свой собственный спрос).

Классики делают вывод о том, что не возможен процесс перепроизводства или недопроизводства товаров и услуг. Классики утверждают, что при анализе макроэкономического равновесия следует учитывать такие категории как:

· Потребление (доход, который создает платежеспособный спрос);

· Сбережение (часть дохода, который не используется на потребление);

· Инвестиции (капиталовложения, которые увеличивают запас физического капитала).

График 24

Совокупный спрос характеризует объем товаров и услуг, которые потребители, предприятия, фирмы готовы купить при любом возможном уровне цен.

Из графика видно, что кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Она показывает обратную зависимость между уровнем цен и реальным национальным продуктом, на который предъявляется спрос.

При анализе отрицательного наклона кривой совокупного спроса принято учитывать действие трёх эффектов: процентной ставки (при повышении уровня цен при неизменности объёма денежной массы растут ставки процента), реального богатства (при росте уровня цен реальное богатство домашних хозяйств уменьшится), импортных закупок (в случае повышения уровня цен в стране при прочих равных условиях товары, ввезённые из-за границы, становятся относительно дешевле).

Таким образом, повышение или понижение уровня цен, при прочих равных условиях, приводит к движению от одной точки до другой на кривой совокупного предложения. Но если одно из прочих равных условий изменить, то происходит смещение всей кривой.

График 25

При анализе совокупного предложения необходимо учитывать, что высокий уровень цен создает стимулы для производства дополнительного количества товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом реального ВВП является прямой. На данной кривой можно выделить три отрезка:

· Кейнсианский

Отражает тот факт, что экономика находится в состоянии спада, а значит рост объема ВВП не приводит к росту уровня цен. В этот период в экономике применяется небольшое количество машин, оборудования и трудовых ресурсов. Неиспользуемые ресурсы можно привести в действие, применяя их большее количество по неизменной цене. Таким образом, кейнсианский отрезок характеризует уровень реального ВВП при полной занятости.

· Классический

Характеризует экономику в условиях полной занятости, когда любое увеличение цен не приведет к возрастанию реального ВВП.

· Промежуточный

Показывает, что увеличение реального ВВП сопровождается ростом уровня цен.

График 26

Из данного графика видно, что при уровне цен Р1, объем выпуска продукции не превысит объемы реального ВВП, а потребители внутри страны и за рубежом будут готовы приобрести объем реального ВВП, равный Y3. Конкуренция среди покупателей приводит к росту цен до уровня Р2 и заставляет производителей увеличивать объем выпуска продукции с Y1 до Y2, а потребителей уменьшить объем покупок с Y3 до Y2. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны – в экономике наступает равновесие.

В классической модели макроэкономического равновесия решающим является предложение.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Эффект мультипликатора.

График 27

Теперь изучим ту же ситуацию на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения

Уровень цен здесь не играет никакой роли в формировании равновесного объема реального национального продукта. Если бы экономика произвела объем реального национального продукта Y3, то его нельзя было бы реализовать. Совокупного спроса AD не хватило бы, чтобы купить на рынке весь реальный национальный продукт. Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, бизнес сократит производство до равновесного уровня Y2.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.

В кейнсианском подходе отсутствует гибкость цен. Особое значение имеет относительная жесткость номинальной заработной платы: в коротком периоде она фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, а если и меняется, то только в сторону повышения в периоды экономического подъема. Снижению номинальной заработной платы в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавливается, как правило, в условиях неполной занятости.

Важно отметить, что в отличие от классиков Дж. Кейнс считал невозможным автоматического достижения полной занятости.

В соответствии с кейнсианской позицией совокупный спрос определяет совокупное предложение, а с классической, наоборот, совокупное предложение определяет совокупный спрос.

Кейнс предположил линейную зависимость C от Y. MPC-предельная стоимость потребления. MPC=дельтаC/дельтаY. MPS+MPC=1.

Макроэкономическое равновесие: AE=Y(S=I). Эффект мультипликатора- многократный рост ВВП за счёт прироста инвестиций.

K=1/(1-MPC)=1/MPS.

Предельная склонность к потреблению (MPC) - доля прироста дохода, идущая на потребление:

                        MPC = ∆C / ∆Y,

 ∆C - изменение в потреблении;

∆Y - изменение в доходе.

 Предельная склонность к сбережению (MPS) - доля прироста дохода, идущая на сбережение:

                        MPS = ∆S / ∆Y,

∆S – изменение в сбережении.

              C + S = Y, тогда MPC + MPS = 1

 Мультипликатор – множитель, то есть увеличение любого из компонентов автономных расходов ведет к росту национального дохода.

               Формула простого мультипликатора:  k = 1 / 1 – MPC = 1 / MPS


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: