Налоговая система. Налоги и их виды. Налоговая ставка. Кривая А.Лаффера

Налоговая система представляет собой совокупность существенных условий налогообложения организаций и физических лиц. Основные элементы налоговой системы: система налогов и налоговый механизм.

Налог - установленный законом обязательный, безвозвратный и безвозмездный платеж в бюджет государства и муниципального образования.

Функции налогов:

· Фискальная (образование государственных денежных фондов);

· Регулирующая (регулирование отношений между государством и обществом);

· Экономическая (использование налогов для воздействия на экономику через перераспределение национального дохода);

Важнейшие элементы налога:

· субъект налога;

· носитель налога;

· объект налога;

· налоговая база;

· единица обложения;

· ставка налога;

·  оклад налога;

· налоговый период;

· налоговая льгота.

 Основания классификации видов налогов:

· по способу взимания (прямые и косвенные);

· по субъекту - налогоплательщику (налоги с физических лиц, налоги с юридических лиц, смешанные налоги);

· по органу, который устанавливает налог (федеральные, региональные, местные);

· по порядку ведения налога (общеобязательные, факультативные);

· по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (закрепленные, регулирующие);

· по целевой направленности введения налога (абстрактные, целевые).

Налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения.

График 31

Исследовав взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями средства в государственный бюджет от сборов налогов, установил следующую закономерность. Повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определённого момента, после него дальнейшее повышение ставки ведёт к снижению стимулов производства, в результате чего общая сумма налоговых поступлений сокращается.

Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный профицит.

На практике бывает очень трудно сбалансировать бюджет. Как правило, возникает либо дефицит, либо профицит бюджета. Дефицит обычно выражается в % от ВВП.

Причины дефицита:

· необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.

· Результат чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)

· отражать кризисные явления в экономике, её несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы

· неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Виды дефицита:

· Структурный (возникает при полной занятости и связан с самой структурой бюджета);

· Циклический (возникает на той или иной фазе экономического цикла);

· Фактический (сумма структурного и циклического дефицита).

График 30

Из данного графика видно, что до точки Е существует дефицит бюджета, а после точки Е – профицит.

Финансирование дефицита бюджета:

· Через эмиссию денег;

· Через займы на открытом рынке;

· Через снижение расходов бюджета;

· За счёт повышения доходов бюджета.

В результате займов возникает государственный долг - сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран.

Внутренний государственный долг – это займы государства у граждан или организаций внутри страны.

Внешний государственныйдолг – займы государства у заграничных организаций или государств.

Цели и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и использование его средств для достижения поставленных целей экономического строительства.

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Фискальную политику проводит правительство.

 Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

· государственные закупки;

· налоги;

· трансферты

Функции:

· Стимулирующая (активирует деловую активность- снижение налогообложения)

· Сдерживающая (снижение государственных расходов и увеличение ставок налогообложения)

Фискальная политика государства бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционная фискальная политика направлена на изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, ориентированных на изменение уровня занятости, объёмов производства, темпов инфляции. Она делится на стимулирующую и сдерживающую. Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объёмов национального производства.




double arrow
Сейчас читают про: