Налоговая система представляет собой совокупность существенных условий налогообложения организаций и физических лиц. Основные элементы налоговой системы: система налогов и налоговый механизм.
Налог - установленный законом обязательный, безвозвратный и безвозмездный платеж в бюджет государства и муниципального образования.
Функции налогов:
· Фискальная (образование государственных денежных фондов);
· Регулирующая (регулирование отношений между государством и обществом);
· Экономическая (использование налогов для воздействия на экономику через перераспределение национального дохода);
Важнейшие элементы налога:
· субъект налога;
· носитель налога;
· объект налога;
· налоговая база;
· единица обложения;
· ставка налога;
· оклад налога;
· налоговый период;
· налоговая льгота.
Основания классификации видов налогов:
· по способу взимания (прямые и косвенные);
· по субъекту - налогоплательщику (налоги с физических лиц, налоги с юридических лиц, смешанные налоги);
· по органу, который устанавливает налог (федеральные, региональные, местные);
· по порядку ведения налога (общеобязательные, факультативные);
· по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (закрепленные, регулирующие);
· по целевой направленности введения налога (абстрактные, целевые).
Налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения.
График 31
Исследовав взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями средства в государственный бюджет от сборов налогов, установил следующую закономерность. Повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определённого момента, после него дальнейшее повышение ставки ведёт к снижению стимулов производства, в результате чего общая сумма налоговых поступлений сокращается.
Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный профицит.
На практике бывает очень трудно сбалансировать бюджет. Как правило, возникает либо дефицит, либо профицит бюджета. Дефицит обычно выражается в % от ВВП.
Причины дефицита:
· необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.
· Результат чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)
· отражать кризисные явления в экономике, её несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы
· неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
Виды дефицита:
· Структурный (возникает при полной занятости и связан с самой структурой бюджета);
· Циклический (возникает на той или иной фазе экономического цикла);
· Фактический (сумма структурного и циклического дефицита).
График 30
Из данного графика видно, что до точки Е существует дефицит бюджета, а после точки Е – профицит.
Финансирование дефицита бюджета:
· Через эмиссию денег;
· Через займы на открытом рынке;
· Через снижение расходов бюджета;
· За счёт повышения доходов бюджета.
В результате займов возникает государственный долг - сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран.
Внутренний государственный долг – это займы государства у граждан или организаций внутри страны.
Внешний государственныйдолг – займы государства у заграничных организаций или государств.
Цели и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
Фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и использование его средств для достижения поставленных целей экономического строительства.
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
· государственные закупки;
· налоги;
· трансферты
Функции:
· Стимулирующая (активирует деловую активность- снижение налогообложения)
· Сдерживающая (снижение государственных расходов и увеличение ставок налогообложения)
Фискальная политика государства бывает дискреционной и недискреционной.
Дискреционная фискальная политика направлена на изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, ориентированных на изменение уровня занятости, объёмов производства, темпов инфляции. Она делится на стимулирующую и сдерживающую. Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объёмов национального производства.






