Идеографический (индивидуализирующий) метод в науках о культуре (Г. Риккерт)

В. Виндельбанд выдвинул тезис о наличии двух классов наук: исторических («наук о духе», «наук о культуре») и естественных. Первые описывают индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от индивидуальных свойств. Поэтому естественные науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Гуманитарные, и естественные науки применяют общие понятия, но для первых это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение -дать конкретное, максимально полное описание исторического неповторимого феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле — самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов. Риккерт не считал деление наук на естествознание и «науки о духе» удачным. Он предложили исходить в подразделении научного познания не из различий предметов наук, а из различий их основных методов. Риккерт указывал следующие особенности: его предмет — культура (а не природа) — совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании; его конечный результат — не открытие законов, а описание индивидуального события. Риккерт утверждал, что «историческая наука и наука, формулирующая законы, суть понятия, взаимоисключающие друг друга».

 

Специфика предмета социально-гуманитарных наук.

В самом широком смысле предмет социального познания — сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах. Мир человека как созидателя культуры, вторая форма объективного процесса (целесообразная деятельность) в отличие от первой — природы. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный интерес тут- динамика, а не статистика социальных явлений. Основной вариант отношения познания к своему предмету — реальной действительности (сам предмет существенно не изменяется, а теория, познание его развивается достаточно быстро. Например, темпы эволюции Галактики и сроки познания людьми этой эволюции). Вот почему здесь особую значимость приобретает принцип историзма — рассмотрение явлений как процессов, в их возникновении, развитии и преобразовании. Особая роль историзма для познания социальных явлений обусловлена тем, что общество лишено стационарных состояний.

 

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩЕГО, ЗАКОНОМЕРНОГО В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.

Познание единичного, индивидуального, уникального на основе общего, закономерного. Это культурно-значимая индивидуальная действительность. Гегель в свое время обращал внимание на то, что всякое явление есть «цельность», а закон — часть явления, т.к. он выражает в нем только существенное. Явление богаче закона, т.к. содержит в себе не только его, но и еще более, т.е. то, что не «покрывается» законом, который узок, приблизителен». В этой связи в гуманитарной сфере существуют объективные законы, их выявление и использование — важнейшая задача социального познания. Уникальность социально-исторических явлений не «отменяет» необходимости выявления общего, закономерного в этой сфере. Дело в том, что, всякое единичное есть общее, содержит его в себе как момент, а всякое уникальное включает в себя элемент универсального. Поскольку гуманитарный материал достаточно сильно индивидуализирован — это сильно затрудняет его выражение и категоризацию. Социально-гуманитарные науки изучают прежде всего индивидуальные, единичные события и процессы, но это не значит, что в них не применяются общие методы научного исследования.

 

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ.

В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. Тут люди и авторы и исполнители своей собственной драмы, которую они же и познают. От присутствия субъекта в предмете социального познания «отделаться» и даже отвлечься нельзя. Главная задача этой формы познания — понять чужое «Я» не в качестве некоего объекта, а как другого субъекта. Социально-гуманитарное познание — это изображение личности. Включенность субъекта в предмет социального познания придает этому предмету исключительную сложность. Здесь бушуют страсти и интересы, ставятся и реализуются многообразные цели, идеалы и т.п. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Тем самым поставлен под сильное сомнение миф о том, что деятельность каждого отдельного индивида якобы несущественна для макросоциальных процессов.

 

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.

Ценности — характеристики объектов, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, истина, справедливое и т.п.), заключенное в явлениях общественной жизни. Ценности — свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества). С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Ценности служат важными регуляторами поведения людей, исследовательской деятельности ученых, стремлений политиков и т.п. Ценностные ориентации отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Иначе говоря, ценности — это нечто весьма значимое прежде всего для конкретного индивида, которое человек ставит выше себя и над собой, чем он не может пожертвовать ни при каких условиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: