Идеал объективности в социально-гуманитарном познании. Принцип «Свободы от оценок» М. Вебера

Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк. Ее суть он видит в том, что мир постепенно «расколдовывается» и все делается с помощью технических средств и расчета.Вебер считал, что наука не вездесуща и не всемогуща, а имеет свои границы. Вебер формулирует сущность принципа объективности: «Объективность» познания в области социальных наук характеризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносится с ценностными идеями, только и создающими познавательную ценность указанных наук, позволяющими понять значимость этого познания, но не способными служить доказательством их значимости, которое не может быть дано эмпирически». Для реализации принципа «свободы от оценки» необходимо различать две принципиально разные вещи: проблему свободы от суждений в строгом смысле и проблему соотнесения познания и ценностей. В первом случае речь идет о необходимости четко раз­делять эмпирически установленные факты и закономерности с точки зрения мировоззрения исследователя, их одобрения или неодобрения. Во втором случае речь идет о возможности и необходимости строго научного исследования ценностных компонентов всякого (и прежде всего социального) познания.

 

ТЕКСТ КАК «ПЕРВИЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.

Если естественные науки нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарное -на тексты, которым присущи значение, смысл, ценность. Бахтин считал, что «текст есть первичная данность (реальность) всякой гуманитарной дисциплины». «Дух (и свой, и чужой) не может быть дан ведь как прямой объект естественных наук, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для самого себя и для другого». Важная роль в гуманитарном познании текстов (различных видов и происхождении) дает основания говорить о его «текстовой природе» как одной из главных характеристик. Текст -непосредственный предмет гуманитарного познания. «Текстом называется любая знаковая система, которая способна быть (или в действительности есть) носителем смысловой информации и имеет языковую природу. С этой точки зрения любой объект, являющийся творением человеческого духа и имеющий знаковую природу, может быть возможным или является действительным текстом». Любой текст — источник множества его пониманий и толкований. И понимание его автором — только одно из них.

 

Семиотический подход в социально-гуманитарных науках.

Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе. Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово. Изобразительный — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак – рисунок. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика. Семиотика -наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания). В качестве знаковых систем можно рассматривать «языки» изобразительного искусства, архитектуры, театра, кино, музыки и т.п. Символ — это: 1). В науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2). В искусстве — характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения или некой художественной идеи.

 

Роль «символических форм» в социально-гуманитарном познании (Э.Касирер).

Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе. Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово. Изобразительный — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак – рисунок. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика. Семиотика -наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания). В качестве знаковых систем можно рассматривать «языки» изобразительного искусства, архитектуры, театра, кино, музыки и т.п. Символ — это: 1). В науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2). В искусстве — характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения или некой художественной идеи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: