Роль философии в формировании научных знаний об обществе

Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Философия дает общее видение мира, на основе которого строятся видения частнонаучного характера как элементы более широкого целого. Философия дает знания общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект). Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специально занимается философия (точнее гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса (психология, социология, науковедение и др.). Критическая функция философии, которая в этой своей функции нацелена на все сферы человеческой деятельности — не только на познание, но и на практику, на общество, на социальные отношения людей. Критика — способ духовной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны, позитивные и негативные моменты.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ НАТУРАЛИЗМ.

В социально-гуманитарных науках результаты наблюдения зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». В психологии давно применяются такие формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия — проникновение в переживания других людей, стремление понять их внутренний мир — их чувства, мысли, желания и т.д. В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе: Диалог («вопросно-ответный метод»). Анализ документов — качественный и количественный (контент-анализ). Опросы — либо «лицом к лицу» (интервью), либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный и т.п. опросы). Различают опросы массовые и специализированные, в которых главный источник информации -компетентные эксперты-профессионалы. Тестирование (в психологии и педагогике) — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.).

 

ЖИЗНЬ КАК КАТЕГОРИЯ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ (В.ДИЛЬТЕЙ, А.БЕРГСОН)

Жизнь — это процесс размножения и эволюции. Жизнь — это особый вид материального взаимодействия генетических объектов, которые осуществляют синтез (производство) себе подобных. Жизнь понимается как совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. В конце XIX — начале XX в. идеи по проблеме классификации социальных наук сформулировали немецкий философ В. Дильтей. Он выделял два аспекта понятия «жизнь»: взаимодействие живых существ; взаимодействие между личностями, применительно к человеческому миру. Понимание жизни лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие жизнь людей. Поэтому главная задача гуманитарного познания — постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни. При этом Дильтей подчеркивает: невозможно абстрагироваться от того, что человек — сознательное существо, а это значит, что при анализе человеческой деятельности нельзя исходить из тех же принципов, из которых исходит астроном, наблюдая звезды. А из каких же принципов и методов должны исходить «науки о духе», чтобы постигнуть жизнь? Дильтей считает, что это прежде всего метод понимания, т.е. непосредственное постижение некоторой духовной целостности. Это проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста создания последнего. В науках о природе применяется метод объяснения — раскрытие сущности изучаемого объекта.

 

НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ (В.ВИНДЕЛЬБАНД)

В. Виндельбанд выдвинул тезис о наличии двух классов наук: исторических («наук о духе», «наук о культуре») и естественных. Первые описывают индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от индивидуальных свойств. Поэтому естественные науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Гуманитарные, и естественные науки применяют общие понятия, но для первых это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение -дать конкретное, максимально полное описание исторического неповторимого феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле — самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: