Составив примерный план, нужно сразу начать подбор научной литературы по интересующей проблеме, т.е. составить библиографию. Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими каталогами научных библиотек, изучить ежегодно издаваемые государственные библиографические указатели. Большую помощь в подборе новейшей литературы окажет ознакомление со списками журнальных статей. Опубликованных в течение того или иного года в соответствующем журнале. Такие списки приводятся в последнем (или первом) номере любого журнала за каждый год.
В процессе непосредственной работы над темой библиография может пополняться. Запись книг и статей необходимо производить в соответствии с требованиями к оформлению списка литературы. Библиографию также желательно показать научному руководителю, выслушать его рекомендации, определить очередность изучения подобранной литературы.
Только после этого можно перейти к чтению научной литературы, сбору нормативного и фактического материалов. Изучение литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние два-три года. Полезно читать аннотации и рецензии, что дает правильную ориентацию в современной литературе.
|
|
При изучении литературы студент может столкнуться с определенными трудностями. Что связано с недостаточным уровнем знаний по рассматриваемой проблеме. Не следует пугаться и смущаться трудностей, необходимо проявлять упорство и возвращаться к проработке сложного материала по несколько раз, иногда используя и другие источники. В результате непонятное при первом чтении станет понятным впоследствии.
Чтобы глубоко овладеть литературой, понять ее содержание, надо не только внимательно прочитать, но и законспектировать работу. Конспектировать следует лишь те места книги или статьи, которые имеют прямое отношение к исследуемой проблеме. Конспект целесообразно составлять в виде кратких записей, которые рекомендуется делать на одной стороне отдельного листа. В этом случае записи в дальнейшем удобно компоновать. На каждом листе помимо выписок следует указывать автора, название работы, номер страницы, с которой делались записи. Существенную помощь студенту в сборе материала может оказать ксерокопирование. Оно экономит время необходимое для конспектирования, хотя и требует дополнительных материальных затрат, так как копировальные услуги в библиотеках платные.
Постепенно записи будут накапливаться, поэтому их сразу же целесообразно сортировать по разделам и параграфам. Для этого рекомендуется по каждому разделу (параграфу) курсовой работы завести папки (конверты, скоросшиватели). По мере изучения литературы все выписки, относящиеся к конкретному вопросу, раскладываются по папкам.
|
|
Следует также активно использовать получившие широкое распространение в последние годы, автоматизированные компьютерные базы данных «Система», «Кодекс», «Гарант», «Консультант Плюс» и др., содержащие информацию о действующих нормативно-правовых актах. Целесообразно использовать и информационные возможности глобальной сети «Интернет» для поиска различных источников, а не для поиска готовых курсовых работ (которые, как правило, не соответствуют методическим требованиям и не имеют творческого подхода к раскрытию темы).
Одновременно с изучения теоретической литературы производится сбор и обработка иллюстрированных материалов. Нормативный материал и примеры из государственно-правовой практики помогают ярче охарактеризовать процессы, происходящие в обществе. Фиксировать нужно только те данные, которые непосредственно относятся к избранной теме.
В сборе и анализе научной информации по теме серьезную помощь студенту оказывает научный руководитель. В процессе поиска и обработки литературных и нормативных источников могут возникнуть сложности, неясные вопросы, связанные с дискуссионным освещением отдельных проблем в научной литературе. В подобных случаях студенты могут прийти на консультацию к научному руководителю и выяснить те моменты, которые у них вызывают трудности.
Только после окончания сбора материала можно приступить к написанию текста курсовой работы. Студенту рекомендуется вновь возвратиться к рассмотрению первоначального предварительного плана, окончательно продумать, уточнить количество вопросов, их формулировки и логическую последовательность. Окончательный план необходимо показать научному руководителю с целью его утверждения.