Написание текста курсовой работы

 

Написание курсовой работы носит творческий характер. Поэтому недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Работы, представляющие собой механическое переписывание (без оформления цитат и ссылок) учебников и других источников (в том числе распространяемые в машиночитаемом виде или через Интернет), а также курсовые сочинения с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления, к защите не допускаются, а от их авторов требуется повторное представление текста работы.

Студент должен выработать умение анализировать различные точки зрения и дискуссионные положения, приводить самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции и формулировать теоретические выводы. Сопоставление различных суждений – непременное условие выполнения любой научной работы.

Автор в ходе работы должен руководствоваться следующими требованиями:

• курсовая работа должна быть написана грамотным литературным языком;

• работа должна носить исследовательско - аналитический, а не описательный характер;

• в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые факты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует проанализировать различные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную позицию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера. Весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики.

Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения.

Введение к курсовой работе должно содержать следующие подразделы, располагаемых в указанном порядке:

• «Актуальность исследования»;

• «Цели и задачи исследования»;

• «Объект исследования»;

• «Предмет исследования»;

• «Методологическая и теоретическая основа исследования»;

• «Информационная база исследования»;

• «Научная новизна исследования»;

• «Практическая значимость работы»;

• «Апробация результатов исследования».

Объем введения должен соответствовать примерно 10% от общего объема работы (2-3страницы).

Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы.

Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсовой работы в процессе выбора и утверждения темы.

Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсовой работы. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование главной цели курсовой работы. В соответствии с основной целью следует выделить две-три целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы.

Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Например, тема курсовой работы «Право совместной собственности супругов», объектом является «право собственности».

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется курсовая работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме курсовой работы.

Формулирование методологической и теоретической основы исследования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсовой работы.

Здесь же целесообразно выделить отдельной строкой использованные в курсовой работе методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод натурного моделирования, метод экспертных оценок и др. В данном подразделе введения надо указать ученых, которые занимались разработкой исследуемой проблемы.

 К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования», который иногда включается в состав предшествующего ему подраздела. В нескольких строчках данного подраздела указывается, что в числе информационных источников курсовой работы использованы:

а) научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т.п.;

б) статистические источники: отечественные и зарубежные статистические материалы, отчеты органов государственной, региональной, ведомственной статистики, материалы разных организаций, фондов, институтов и т.п.;

в) официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные актов, в том числе положения, инструкции, доклады и т.п.;

г) результаты собственных расчетов и т.п.

«Научная новизна исследования» играет особую роль. Признаки новизны и ее конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы. Ученые любят шутить по поводу того, что новое есть хорошо забытое старое. Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. Поэтому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отличающийся тем, что», «вновь полученный», «установленный автором», «развивающий ранее известное» и т. д.

В подразделе «Практическая значимость исследования» (полстраницы) принято перечислять, в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе.

Подраздел «Апробация результатов исследования» содержит сведения о практической проверке основных положений и результатов курсовой работы, а также областях научной, прикладной, учебной деятельности, в которых результаты исследования нашли применение.

Иногда в завершение введения приводится перечень базисных положений, выносимых на защиту и краткое описание структуры курсовой работы, обосновывающее логику ее построения.

В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Для этого используют основные способы – от общего к частному (дедуктивное умозаключение) или от частного к общему (индуктивное умозаключение). Каждый вопрос должен включать вводную, описательную и заключительную части. Завершать изложение материала в каждом из разделов следует выводами частного характера. В первом вопросе особое внимание обращается на понятие и категории, которые рассматриваются в данной теме. В остальных вопросах в зависимости от плана темы раскрываются признаки, качественные характеристики, виды, стадии, системные связи и т.п. государственно правовых явлений.

Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнения авторов, являющихся признанными авторитетами в данной проблематике.

Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения студентами избранной темы, она должна содержать необходимые личные обобщения и выводы.

В заключительной части работы автором подводится итог научного исследования и делаются обобщающие выводы.

При этом автору следует:

• отметить вопросы, которые подверглись критическому осмысливанию, формулируя собственное авторское понимание проблемы;

• акцентировать внимание на теоретических узловых положениях, вызвавших особый интерес;

• выделить вопросы, имеющие практическую значимость для деятельности правоохранительных органов, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.

Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами. Объем заключения составляет около 10% от всего содержания курсовой работы (2-3страницы).

В библиографии (список специальной литературы) указываются все источники, в том числе и цитируемая по тексту литература. При написании курсовой работы студент должен использовать не менее10-15различных источников.

Источники систематизируются на группы: нормативно-правовые акты, учебная и научная литература, материалы юридической практики. Группы источников следует указывать в следующей последовательности:

1. Нормативные правовые акты – использование законодательных актов обязательно в курсовой работе по теории государства и права. Причем количество этих актов должно быть разумным: в список следует включать, только те нормативные акты, на которые есть ссылки в тексте работы. Нормативные акты перечисляются в списке в порядке убывания юридической силы.

2. Учебная и научная литература– в этот список включают учебники, пособия, научные статьи, комментарии к законодательству, авторефераты диссертаций. Список перечисляется в алфавитном порядке авторов.

3. Юридическая практика (судебная, административная, гражданско-правовая и др.) – в этот список включаются акты официального толкования права, материалы уголовных, административных, гражданских дел, правоприменительные акты. Список формируется в алфавитном порядке.

При этом, при написании текста работы студенту следует избегать плагиата. Плагиатом в образовательной и научной среде считаются, кроме списывания, еще и заимствование текстологии рукописей, которые до того не расшифровывались, использование готовой статистики и иные способы заимствования без отсылки к источнику.

Приложения.

Для иллюстрации содержания основной части курсовой работы можно включить приложения. В приложении следует помещать материалы, связанные с содержанием выполненной работы: статистические материалы, таблицы, графики, фотографии, рисунки, образцы документов, материалы юридических дел, другой вспомогательный материал. Каждое приложение обозначается прописной буквой русского алфавита, начиная с А, которые приводятся после слова «Приложение» и указывается в содержании курсовой работы. Объем и содержание приложений следует согласовать с научным руководителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: