Законы спроса и предложения и их взаимодействие. Рыночное равновесие

Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Закон спроса выражает: а) обратную зависимость м/у ценой и покупаемым колич. товаров; б) убывания спроса на данный товар или услугу. Согласно закону С., при прочих равных условиях кол-во покупаемых товаров и услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше кол-во товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена растет, то объем продаж снижается и наоборот. Зависимости подобного хар-ра возникают, например, когда рынки дефицитны (нехватка товаров), то цены на товары будут расти. Напротив, когда на рынке больше товаров и услуг, то их реализация возможна лишь при условии снижения цен.

Закон спроса отражает и др. важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение кол-ва продаж товара происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса приходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара приносит потребителю сравнительно меньшую пользу. Предложение – это другая, не менее существенная сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость м/у ценой и колич. товаров. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров. И наоборот, если цены снижаются, то и предложение будет также сокращаться. Основным ведущим фактором здесь выступает цена. Но каждому из множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения, если спрос меньше, либо увеличения, если спрос больше. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров и наоборот. Предложение товаров – это сложный процесс, требующий соответ. вознагрож. орг-ции, собственного выпуска или переориентации при необходимости в соответствии с потребностями. Предложение имеет смысл тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. Реакция продавцов на изменение цены т-ра прямо-противоположна реакции потребителей. Т.е. чем выше цена т-ра, тем больше его на рынке и наоборот. Причины реакции объясняются: При любом уровне цены пр-тие стремится приспособить объем пр-ва товаров к тому уровню дохода, которые оно может получить реализуя т-р по данной цене; Повышение цены делает выгодным такое исп-ние технологий и ресурсов, которые при более низкой цене приносит предпринимателям убытка из-за своей малой эффективности. Главным фактором влияющим на пр-ние явл. из-ки пр-ва. Если рынок монополизирован, то рост цен при любом уровне пр-ва. Если происходит снижение предложение с ростом его цены будет иметь (как спрос) кривая пр-ния с отриц. наклоном. Такая же ситуация наблюдается, если лицо продающее т-р на рынке само предьявляет на него спрос(резервный спрос), может отказатся от пр-ния предпочитая употреблять его сам-но. Классический тип – рынок труда, рынок ссудных капиталов. Анализ кр. спроса и пр-ния позволяет выяснить, как опр-ся рын. цена. Совместив на гр-ке кр. спроса и пр-ния и точка их пересечения наз-ся равновесной т-кой рынка. В этой т-ке объем спроса = пр-ния. Уровень цены при котором пр-ние соответствует спросу наз-ся ценой равновесия. Цена вып-ет сл. ф-ции: информативная, стимулирующая, перераспределительная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: