Налоговая система. Принципы налогообложения. Функции и виды налогов

Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога: 1) объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению; 2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; 5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. на основе декларации Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. у источника Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Налоговые системы базируются на соответствующий законо- дательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взымания налогов, т.е. определяются элементы налога. Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Налоги также квалифицируются на: - прямые налоги - взымаются с субъекта налога (подоходный налог с предприятий, с населения, налоги в фонд социального стра- хования, в фонд медицинского страхования, в пенсионный фонд и др.); - косвенные налоги - это налоги на определенные товары и ус- луги, они взымаются через надбавку в цене и охватывают широкий диапозон продукции (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

 

Особенности налоговой системы Казахстана.

Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:1. Стабильность налоговой системы;2. Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

3. Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;4. Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);5. Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);6. Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);7. Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);8. Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства. Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того как в конечном счете будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.Однако, несмотря на определенные достижения налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения. Мы только-только вступили на тернистый путь создания усовершенствованной налоговой системы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: