Рыночное хозяйство: общая характеристика и предпосылки. Принципы рыночной экономики

 

19.Рынок – это взаимодействие независимых продавцов и покупателей.В условиях рынка все отношения людей связаны куплей-продажей. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели (домохозяйства, фирмы, организации, государство). Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), а также услуги.
Ограниченность ресурсов требует отказа от удовлетворения каких-то потребностей. Такое постоянство проблемы делает такой же извечной и проблему выбора. Эта проблема состоит в том, что из-за ограниченности производственных ресурсов постоянно приходится выбирать, на что направить, как использовать наличные ресурсы, то есть что именно и в каком количестве из них произвести.
Рыночная экономика охватывает следующие институты и принципы:
1) частную собственность,
2) свободу предпринимательства и выбора,
3) личный интерес как главный мотив поведения,
4) конкуренцию,
5) рыночную систему ценообразования,
6) ограниченную роль правительства.

 









Товарное производство. Товар и его свойства. Виды обмена.

 

20.Товарное производство – это производство, в котором продукты создаются для обмена (продажи).


Товар — это экономическая категория, которая может быть представлена результатом производственной деятельности предприятия и продуктом, реализованным на рынке. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления.

По степени и характеру удовлетворения все экономические блага могут быть распределены на три группы.

1. Товары, которые могут заменять друг друга. Иными словами, если потребитель на рынке не может найти необходимый ему тип товара, его предлагают заменить аналогичным, с теми же свойствами, но, может быть, иной формой и вели чиной стоимости.

2. Товары, взаимодополняющие друг друга. Их потребление представлено единым процессом, поэтому потребность в них растет или снижается параллельно.

3. Независимые товары, которые на данном рынке не имеют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходимые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдельности для текущего потребления.

Виды обмена:

1) Бартер–натуральный обмен, меновая торговля
2) Торговля (товар – деньги – товар) – это форма обмена, в которой появляется универсальный товар, деньги, которые принимаются всеми сторонами обмена, при этом деньги могут выступать в различных формах, наиболее эффективным будут электронные деньги (кредитные или дисконтные карты).
3) Дарение или завещание – это односторонняя форм обмена, где одна сторона получает выгоду в виде полученного товара, а вторая сторона в виде морального удовлетворения от совершенной сделки.

 




Деньги, их сущность и функции. Денежное обращение. Денежные агрегаты.

 

21.Деньги – это единственный товар, который используется исключительно для того, чтобы от него избавляться.
Сущность денег

Деньги являются самым активным элементом экономики, важнейшей частью экономической деятельности, связующим звеном между участниками рынка и производством. Деньги обладают свойством «обмениваемости» на товары, включая недвижимость, драгоценности и художественные произведения. Особенно заметно это свойство при прямом обмене товарами, т.е. бартере.
Функции денег

Если рассматривать функции денег внутри страны, то можно назвать следующие:

деньги являются мерой стоимости;
деньги являются средством платежа;
деньги являются средством обращения;
деньги являются средством накопления.
Если выйти за рамки экономики одной страны, то появляется пятая функция денег – мировые деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных.

Виды денег

Существует 3 основных вида денег:

вексель;
чек;
банкнота.
Денежное обращение — это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.
ДЕНЕЖНЫЙ АГРЕГАТ - показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единичной).

 











Цена. Сущность, функции и виды цен. Инфляция

 

22.Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Понятие цены — фундаментальная экономическая категория.
Виды:
Розничная цена
Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах.


Оптовая цена
Оптовой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом).


Закупочная цена

Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке.

Инфля́ция (лат. inflatio «вздутие») — повышение общего уровня цен на товары и услуги на длительный срок.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: