Модель совершенной (свободной) конкуренции и ее место в экономической теории и практике. Совершенная конкуренция: достоинства и недостатки

 

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

К достоинствам совершенной конкуренции можно отнести: Политические:

1) множественность покупателей и продавцов на рынке, делающая структуру рынка атомистической, децентрализует и распыляет силы;

2) конкурентный рыночный процесс решает экономические проблемы обезличено, не путём личного участия предпринимателей и государственных чиновников;

3) свобода выбора.

Высокая экономическая эффективность:

1. Рынок свободной конкуренции даёт возможность сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш тем и другим. Свободный рынок даёт механизм равновесной цены;

2. Свободная рыночная система работает на конечные потребности человека;

3. Рынок свободной конкуренции эффективно распределяет ограниченные ресурсы благодаря информации, которую дают цены. Рынок позволяет находить соответствующее спросу количество производителей, задаёт производителям свой уровень требований, исходящих от потребителей, заставляет производителя поддерживать высокую рентабельность, поскольку все производители, у которых издержки выше равновесной цены, вынуждены либо снизить их, либо покинуть рынок.

Однако совершенная конкуренция обладает и рядом недостатков:

1) совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются.

2) не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть чётко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (национальная оборона и т.п.);

3) совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса (фундаментальные исследования, наукоёмкие и капиталоёмкие отрасли);

4) способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора;

5) рыночная система распределения доходов неизбежно ведет к появлению имущественного неравенства.

6) неизбежным следствием рынка является безработица, или неполная занятость важнейшего ресурса - труда.

7) Рынок развивает у людей не только положительные личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц.

 

Соотношение монополии и конкуренции в рыночном хозяйстве. Процесс образования монополий (картель, синдикат, трест)

Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.

Монополия — это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории “чистая монополия”, которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства.
    Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

 






Подборка статей по вашей теме: