Монополия: основные черты и источники монопольной власти. Экономические последствия деятельности монополий. Регулирование деятельности монополий

Монополия (от гр. monopolium-один продаю, единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла),принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

М.Фридман называет три основных источника монопольной власти:

- технические обстоятельства (когда существование всего одного производител или предприятия более целесообразно в техническом отношении);

- прямую или косвенную поддержку;

- частный сговор между отдельными лицами.

1) Эластичность рыночного спроса.

2) Число фирм,

3) Взаимодействие между конкурирующими фирмами

Носителями монопольной власти выступают государство, предприятия, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные фирмы, так и мелкие, имеющие определённые преимущества.

В современных условиях определяющим признаком монопольной власти является обладание уникальной технологией, доступной мелкому и среднему бизнесу.

Монопольная власть производителя на внутреннем рынке защищена от иностранной конкуренции устанавливаемыми пошлинами на импорт.


Последствия:

 Монополия - весьма противоречивое явление, которое играет двойственную роль в рыночной экономике. С одной стороны, монополистическая деятельность выступает генератором предпринимательства, способствует развитию научно-технического и экономического прогресса в целом, приспосабливаясь к требованиям современности, а с другой - наносит значительный урон экономической эффективности и общественному благосостоянию, который выражается в следующих основных негативных последствиях:

1. Завышение цен. Монопольная цена превышает уровень, который установился бы в условиях совершенной конкуренции.

2. Занижение объёма выпуска. Монопольный выпуск меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, когда производства каждой отдельной фирмы наращивается до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продаваемого товара.

3. Завышение прибыли. Монополист получает в долгосрочном периоде экономически необоснованную экономическую прибыль за счёт ущерба, который наносится монополией благосостоянию потребителей.

4. консерватизм в управлении и торможение внедрения НТП, то есть снижаются стимулы к развитию производства, внедрению технических новинок, выпуску новых товаров, снижению издержек, совершенствованию качества.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: